Транспортировка больного из зарубежной клиники по полису медицинского страхования туриста

Вместе с экспертами страховой компании ERV выяснили, в каких случаях и какими способами проводится эвакуация заболевших туристов из-за рубежа и сколько она может стоить...

Транспортировка больного из зарубежной клиники по полису медицинского страхования туриста


Страховые полисы компании ERV включают в покрытие хронические заболевания и случаи их обострения

17 августа 2018 года жительница Астрахани, которая отдыхала на турецком курорте в регионе Анталья, была госпитализирована «скорой помощью» в ближайшую к отелю клинику. У туристки имелся страховой полис компании ERV.

После первого осмотра у застрахованной были выявлены тяжёлые хронические заболевания. Как позже констатировал лечащий врач, из-за их обострения у неё произошло кровоизлияние в мозг. Страховые полисы компании ERV включают в покрытие хронические заболевания и случаи их обострения, и случай с туристкой, таким образом, был признан страховым.

Как рассказывают в ERV, пациентка некоторое время находилась в коме, и ей понадобилось неотложное хирургическое вмешательство. Врачом было принято решение перевести пострадавшую в госпиталь в Анталье, так как именно в нём было нужное оборудование для такой операции.

Однако даже после операции состояние туристки из Астрахани на протяжении 10 дней оставалось нестабильным, из-за чего несколько раз откладывалась её эвакуация в Россию. Наконец, 28 августа лечащий нейрохирург выдал разрешение на перелёт. Каким образом российскую туристку вывезли в Россию, читайте далее.


Если есть возможность перевезти пациента из зарубежной клиники, то такая эвакуация предусмотрена страховым полисом ERV

Как поясняет исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева, эвакуация заболевших туристов требуется, как правило, в 2х основных случаях.

Это происходит либо когда страховая компания и родственники понимают, что на лечение в зарубежной клинике потребуется много времени и, соответственно, уйдёт больше денег, чем предусматривает страховое покрытие полиса, либо когда состояние больного очень тяжелое и требует перевозки на родину для произведения сложных и не терпящих отлагательства операций или лечения, а уровень местной медицины не позволяет это осуществить.

При этом, если есть возможность перевезти пациента на материк (в случае госпитализации на островных территориях и т.п.), то такая эвакуация тоже предусмотрена страховым полисом ERV.


Разрешение на перелёт пациента и способ его транспортировки зависят только от рекомендаций лечащего врача зарубежной клиники

Транспортировка заболевших туристов в Россию практически всегда ложится на плечи страховой компании, у которой был приобретён полис страхования выезжающих за рубеж. Турист, оказавшийся без страховки за рубежом, сможет рассчитывать для оплаты экстренной медицинской эвакуации в Россию только на свои средства (средства родственников), как и в случае с лечением.

«В зависимости от состояния пациента, которому требуется перевозка в Россию, мы можем обеспечить несколько вариантов такого перелёта. В любом случае, само разрешение на перелёт даёт только лечащий врач зарубежной клиники. Он же даёт рекомендации, каким именно способом такая транспортировка должна быть произведена», – говорит исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева.


Страховая компания на регулярном рейсе либо покупает пациенту по полису 2 или 3 стоящих рядом кресла в салоне или место в бизнес-классе, либо оплачивает вывоз застрахованного пациента на самолёте с установленным носилочным блоком

Так, если состояние пациента не тяжёлое, но он ограничен в своих передвижениях (как правило, травмы с фиксацией конечностей), страховая компания покупает ему в рамках ответственности по полису два или три стоящих рядом кресла в салоне или место в бизнес-классе, которое раскладывается (для тех, кому требуется лежачее положение). Как правило, места эти всегда выкупаются на регулярных рейсах, поясняет г-жа Алчеева.

Страховая компания покупает больному по полису место в бизнес-классе

Второй вариант, продолжает эксперт, – это перевозка с сопровождением медперсонала (как правило, фельдшер). В этом случае может быть выкуплено и больше мест – для больного, для фельдшера и медицинского оборудования (если оно требуется).

Стоимость этих видов транспортировки больных туристов может составлять на различных направлениях от 5 до 8 тысяч долларов США или евро.

Для более тяжёлых случаев, когда больному требуется строго лежачее положение, состояние покоя и медицинские процедуры во время полёта (аппарат искусственной вентиляции лёгких, капельницы, другое оборудование, требующееся для поддержания и контроля его состояния), страховая компания оплачивает вывоз застрахованного пациента на самолёте с установленным носилочным блоком.

Такой самолёт всегда вылетает за больным из России, так как требует подготовки (для установки носилочного блока требуется снятие в салоне от 6 до 9 кресел – здесь размещается лежачее место для пациента, места для сопровождающего персонала и медицинского оборудования). Вместе с пациентом на этом рейсе (всегда регулярном) летят и обычные пассажиры.

Для установки носилочного блока требуется снятие в салоне от 6 до 9 кресел

Стоимость такой транспортировки, в зависимости от направления, колеблется от 9 до 13 тысяч долларов США или евро, в случае с дальнемагистральными направлениями эта услуга может стоить и дороже.

Понятно, что для родственников туриста без страховки заказать услуги по экстренной эвакуации больного будет и запредельно дорого, и технически почти невозможно.


Транспортировка санитарной авиацией применяется в тяжёлых случаях, тогда, когда перепады давления, свойственные обычным авиалайнерам, могут быть критичными для состояния здоровья или угрожать жизни пациента: при тяжёлых черепно-мозговых травмах, инсультах, других сосудистых заболеваниях, травмах и поражениях лёгких

Наконец (и именно таким способом была эвакуирована в конце августа 2018 года в Россию заболевшая туристка из Астрахани), в некоторых случаях необходимо привлечение специальной (санитарной, медицинской) авиации – «спецбортов».

Это специально оборудованные борта, на которых исключаются перепады давления во время взлёта, следования по маршруту и посадки.

Как правило, транспортировка санитарной авиацией применяется в случае тяжёлых черепно-мозговых травм, инсультов, других сосудистых заболеваний, травм и поражений лёгких и т.п.

«Санитарная авиация используется в тяжёлых случаях, тогда, когда перепады давления, свойственные обычным авиалайнерам, могут быть критичными для состояния здоровья или угрожать жизни пациента. Если такая угроза отсутствует, транспортировку стараются произвести на бортах гражданской авиации», – поясняет Юлия Алчеева из ERV.


Эвакуация больного возможна спецбортом совместно с Минздравом и МЧС, когда такая транспортировка будет более безопасна для больного, и на неё ещё будет хватать страховой суммы полиса

Специально оборудованные самолёты санитарной авиации есть в распоряжении МЧС России и Центра медицины катастроф Минздрава РФ. Однако их использование для эвакуации одиночных больных из-за рубежа происходит крайне редко: это большие авиалайнеры, использование которых экономически выгодно в случае, если эвакуация требуется по меньшей мере группе людей с сопровождающим персоналом.

«Как правило, если страховая компания видит, что средств на долечивание в зарубежной клинике не хватает, а эвакуация возможна только спецбортом, мы пытаемся вместе с Минздравом и МЧС эвакуировать людей в т.н. «терапевтическое окно», то есть в тот период, когда такая транспортировка будет более безопасна и когда на неё ещё будет хватать страховой суммы полиса», – говорит исполнительный директор ERV.

Самолёт санитарной авиации в распоряжении МЧС России

Показательным примером может служить эвакуация одним спецбортом сразу 4х российских граждан из Турции, состоявшаяся в мае 2017 года. Все пациенты являлись клиентами ERV и были госпитализированы в реанимационные отделения клиник городов Анталья и Аланья с различной патологией в тяжёлом состоянии.

Эвакуация группы россиян проводилась с привлечением на внебюджетной основе (за счёт страховых средств) авиации МЧС России – самолёта Superjet с установленными медицинскими модулями и специалистов ВЦМК «Защита». Тогда расходы по страховым случаям составили порядка 3,8 миллионов рублей, из которых около 2,5 миллионов рублей было потрачено на медицинскую транспортировку.


Запредельная стоимость рейса спецбортом МЧС и Минздрава РФ вынуждает привлекать к транспортировке больного зарубежные специализированные компании – частные самолёты санитарной авиации

Как уже говорилось, для транспортировки одиночных заболевших туристов спецборта МЧС и Минздрава, вылетающие за больным из России, крайне редко применяются ввиду запредельной стоимости такого рейса.

Поэтому в практике страховых компаний, и ERV в частности, используется привлечение к такой транспортировке зарубежных специализированных компаний – частных эксплуатантов самолётов санитарной авиации.

Самолёт частной авиации

Так произошло и в случае эвакуации в конце августа 2018 года туристки со страховым полисом ERV, которую потребовалось экстренно перевезти в Россию для долечивания. Рейс по маршруту Анталья – Астрахань был выполнен турецким перевозчиком, у которого был соответствующий борт.

Стоимость транспортировки туристки бортом коммерческой санавиации составила 20500 долларов США. Эвакуация прошла без осложнений, женщина была госпитализирована в городскую больницу по месту жительства, сообщают в ERV.

Зарубежная специализированная частная компания самолётов санитарной авиации

«Стоит отметить, что ERV всегда оплачивает транспортировку не до ближайшего международного аэропорта, а до нужной больному клиники, даже если она находится в сотнях километров от ближайшего аэропорта», – подчеркивает Юлия Алчеева.

Общие же расходы на транспортировку и медицинское обслуживание застрахованной из Астрахани, согласно информации ERV, составили более 35000 долларов США и были полностью покрыты страховым полисом. В том случае, если бы больная была оставлена в турецкой клинике, средств на долечивание в рамках страховой суммы могло бы не хватить, отмечают эксперты.

«Необходимо подчеркнуть, когда большинство наших туристов едут на дальнемагистральные направления, им следует более внимательно относиться к сумме страхового покрытия полиса и, по возможности, приобретать полисы с большей страховой суммой. Экстренная эвакуация санавиацией из Таиланда или Доминиканы потребует гораздо больше средств, чем стандартное покрытие в 40 тысяч долларов США», – говорит эксперт из ERV.