Авиационные билеты: 100 лет истории

100 лет назад в России был совершён первый авиаперелёт настоящего пассажирского самолёта «Ильи Муромца», созданного конструктором Игорем Сикорским.

Самолёт Илья Муромец

12 февраля 1914 года на борт деревянного воздушного судна поднялись 16 пассажиров и собака, чтобы совершить несколько кругов над Санкт-Петербургом и пригородами. А уже спустя несколько месяцев, 16 июня, этот самолёт отправился в свой первый дальний рейс из Санкт-Петербурга в Киев и обратно. Помимо спальных мест в самолёте были туалет и ванная. Так в России стартовали коммерческие пассажирские авиаперевозки.

Билет с аукциона

Тогда же, в 1914 году, появился и первый авиационный билет – просто напечатанный на машинке документ.

Первый авиационный билет

Его приобрёл на аукционе житель города Санкт-Петербурга, только не нашего, а американского, в штате Флорида. Не простой житель, а мэр города – тёзки нашей северной столицы, Абрам Фейл (Abram Pheil). На необорудованном самолёте (сидеть пассажиру приходилось за спиной пилота) мэр пролетел 18 миль в соседний городок и заплатил за билет 400 долларов – огромную по тем временам сумму.

Первый американский коммерческий полёт 

Унифицированные, т. е. определённого образца, авиабилеты появились много позже, в 1920-е годы, когда появились и первые авиакомпании, и первые регулярные авиарейсы. Почти одновременно и в США, и в Европе появилась услуга бронирования авиабилетов по телефону. А сами билеты представляли собой сброшюрованную пачку отрывных купонов. Это объяснялось характером авиаперевозок в то время: из-за ограниченной дальности перелётов приходилось делать много пересадок. Поэтому и продавались такие билеты-книжки, в которых купоны отрывались за каждый участок перелёта. Во многих авиакомпаниях мира такие авиабилеты просуществовали до 1990-х годов.

В США в 1940-е годы были широко распространены своего рода авиационные абонементы - предварительно оплаченные билеты, напоминающие чековые книжки, ими пользовались те, кому приходилось много летать. Клерк авиакомпании перед очередным полётом вырывал из книжки необходимое число страниц. Именно тогда впервые стали использовать для оформления билетов копировальную бумагу.

Компанию American Airlines считают пионером в создании систем централизованного бронирования авиабилетов. В начале 1950-х годов все офисы компании начали в режиме реального времени получать сводки о наличии посадочных мест на рейсы. Это был прообраз современных компьютерных систем, хотя до внедрения самих компьютеров было ещё далеко. Впоследствии массовое внедрение компьютерных технологий довело процесс резервирования и продажи билетов до полной автоматизации.

Летайте самолётами «Аэрофлота»!

Первый, выпущенный в 1932 году отечественный авиабилет единственной в СССР пассажирской авиакомпании «Аэрофлот», называвшейся тогда «Добролёт» (на Украине - «Укрвоздухпуть») выглядел очень скромно – крошечный квадратик бумаги.

Первые авиабилеты СССР

В него от руки вписывались дата и время отправления, номер рейса, фамилия пассажира и цена билета. Такой билет украшался множеством штемпелей – пункт отправления, назначения, пересадок, штемпели служили и своего рода защитой от подделок.

Первые авиабилеты России

Добролёт в СССР

Процесс получения авиабилета в советское время был для пассажиров непростым. Прежде чем оформить билет, кассир должен был запросить у диспетчера по телефону данные об отправлении самолёта и наличии мест, иногда это приходилось делать по несколько раз. Затем вручную заполнялся билет, и на нём вручную из специальных столбцов вырезалась сумма, обозначавшая стоимость билета. Длинные очереди в авиационные кассы были обычным делом, особенно после 1978 года, когда у авиапассажиров при покупке билетов стали требовать паспорта. В курортный сезон билетные кассы были переполнены людьми, ждавшими своей очереди по несколько часов, а иногда и суток. Внедрение принтеров и другой оргтехники мало что меняло - сам процесс печати и оформления авиабилета на бумаге был трудоёмким и дорогостоящим.

Победа электроники

Первый в мире электронный билет был выписан в 1990 году американской авиакомпанией United Airlines. Через несколько лет такие билеты уже использовались большинством американских авикомпаний. А переход на электронные билеты во всемирном масштабе произошёл в 2004 году, когда Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) была запущена программу Simplifying the Business. Последние препятствия на пути к окончательному переходу на электронные билеты были устранены в 2008 году, после завершения проекта E-ticketing.

В нашей стране пионером в области внедрения электронных билетов можно считать компанию «Владивосток Авиа», в 2006 году на свой страх и риск продавшую первый электронный билет на рейс Владивосток - Сеул. Соответствующая юридическая нормативная база отсутствовала, и для отчёта пассажиру при посадке вручали и бумажный билет.

Реализация электронных билетов сегодня - обычная практика в работе всех российских авиакомпаний. Бумажные билеты ушли в прошлое, а в будущем, возможно, станут предметом коллекционирования как исторические раритеты. Поэтому не следует торопиться выбрасывать случайно найденный старый авиабилет, лучше сохранить его, как память о воздушном путешествии и как историческое свидетельство эпохи.