Российскому авиарынку вновь пророчат банкротства

Эксперты российского авиарынка полагают, что в ближайшее время стоит ожидать новых банкротство российских авиакомпаний. Одной из причин называют возрастание аэропортовых сборов в московском авиаузле. Так считают, по крайней мере, в высшем руководстве S7 Airlines. Специалисты, однако, связывают предполагаемое усугубление кризиса не только с этим фактором.

Российскому авиарынку вновь пророчат банкротства

Повышение сборов аэропортами

С 21 февраля текущего года Федеральная антимонопольная служба упразднила государственное регулирование сборов аэропортов. Уже в марте аэропорт «Домодедово» повысил на 15% сбор за взлет посадку, а также сбор за авиабезопасность на 26%. Также авиаузел планирует с 30 марта повысить еще и сбор за аэровокзальный комплекс на целых 43% для внутренних линий и на 27% для международных.

Не обошелся без нововведений в плане повышения сборов и аэропорт «Шереметьево». С 1 апреля здесь будет повышен на 12% сбор за взлет-посадку, сбор на аэровокзал на 9% и сбор на авиационную безопасность на 3%.

Несмотря на ощутимое изменение сборов, в том же Домодедово заявляют, что все эти меры практически не повлияют на цены на билеты. По словам представителей аэропорта, в среднем рост сборов в расчете на одного авиапассажира составит около 50 рублей.

До 2015 года доходы от сборов для иностранных компаний, которые номинировались в долларах, помогали аэропорту Домодедова «щадить» отечественных авиаперевозчивов, сдерживая повышения сборов для них. Однако, в прошлом году эта тактика уже работала не столь эффективно из-за существенного (на 17%) снижения иностранного пассажиропотока.

Также фактором повышения сборов является нынешний уровень инфляции и все, что в этой части «накопилось» за последние годы. В последний раз такие серьезные повышения сборов были лишь в 2010 году. Кроме того, как объясняют представители авиагавани, привлеченные от сборов средства частично уйдут на финансирование инвестиционной программы.

Многие отраслевые эксперты полагают, что повышение аэропортовых сборов непременно приведет к усугублению падения спроса на авиаперевозки и снижения потребительской активности в целом в условиях кризиса.

Глава комитета по транспорту АТОР Дмитрий Горин объясняет ситуацию следующим образом. В настоящее время аэропортовые сборы составляют около 35% цены авиабилета в среднем. По некоторым направлениям доля сборов может даже превышать сам тариф на перевозку, причем значительно. К примеру, по ряду европейских маршрутов при тарифе около 4 тыс. рублей сборы аэропорта составляют в сумме 8 тыс. рублей. По мнению Горина, возрастание сборов аэропортов непременно ляжет на плечи рядового потребителя и приведет к дальнейшему падению пассажиропотока.

Борьба за выживание на российском авиарынке

Избежать серьезного падения спроса на пассажирские авиаперевозки, по мнению экспертов, возможно лишь в том случае, если растущие затраты не будут возложены как бремя на пассажиров, то есть не повлияют сколько-нибудь серьезно на цену билета. Однако, сами участники рынка утверждают, что такой подход может для многих из них стоить «жизни».

Именно такого мнения придерживается совладелица S7 Airlines Наталия Филева. По ее мнению, сохранение цен на билеты грозит для компании большими потерями. К примеру, среднее повышение сборов Домодедово на 20%, если его не разделять между пассажирами и авиакомпанией, легко может обанкротить последнюю. При этом, образовавшиеся «дыры» придется латать государству, как в случае с недавней ситуацией с «Трансаэро», - пояснила Наталия Филева.

Сторонником мнения насчет близких банкротств авиакомпаний является также главред портала «Авиапорт» Олег Пантелеев. «До того как начали расти сборы в московских аэропортах, неоднократно звучали и предположения и весьма громкие предостережения насчет возможного неблагоприятного сценария. Еще несколько месяцев назад было вполне понятно, что если на рынке не будет качественных изменений, банкротства авиаперевозчиков неизбежны», - объясняет Пантелеев.

Эксперт также перечислил факторы, которые, по его мнению, составляю основу самого пессимистичного прогноза. Прежде всего – это ситуация с Турцией и Египтом. Ранее на одни только эти направления приходилось до 40% перевозок. Теперь же оба эти направления стали практически в одночасье закрытыми. На более дорогие варианты туристы не могут переориентироваться в массовом порядке, что тут же отражается и на приоритетах авиакомпаний. Соответственно, в критической ситуации оказались перевозчики, «живущие» за счет массового рынка, - говорит Олег Пантелеев.

Многие ожидали некоторых изменений после ухода с рынка «Трансаэро», но эти ожидания не оправдались. Тарифы не смогли подняться до экономически оправданного уровня из-за низкой потребительской активности. Мало того, по некоторым внутренним направлениям издержки даже превышают действующие тарифы на перевозки.

Таким образом, по мнению многих сведущих в тенденциях отрасли специалистов, внятные шансы на выживание сейчас есть только у тех авиаперевозчиков, у которых есть реальные перспективы успешного летнего сезона. Именно поэтому в высокий сезон текущего года стоит ожидать ожесточенной борьбы за пассажира по направлениям – Сочи, Крым, Минводы и другие курорты РФ. Как считает Олег Пантелеев, если этим летом авиакомпаниям не удастся «выжать» из пассажиропотока столько, сколько необходимо, по осени мы, вероятно, увидим совершенно другую отрасль.

Свое исследование данного вопроса провел «Вестник АТОР» - журналисты опросили представителей крупнейших авиакомпаний и расспросили их о положении дел. Результаты следующие. Лучше всего себя чувствует, вполне ожидаемо, «Аэрофлот». Компания имеет предостаточно как собственных средств, так и доступных кредитных линий. Все более-менее на таком же уровне у группы S7 Airlines, так что компания сможет в летний сезон даже попытаться «поиграть» с ценами на перевозки. У всех остальных перевозчиков, которые исследовал «Вестник АТОР» ситуация уже не такая радужная.

Опрошенные представители подчеркивают, что дефицит свободных денег у той или иной авиакомпании вовсе не значит автоматически, что ей грозит в ближайшем будущем банкротство. Тем не менее, им придется довольно существенно сжиматься, так как банки относятся к отрасли «с прохладцей», и с перекредитованием могут быть проблемы.

Некоторые перевозчики, например, «ЮТэйр», сумели утрясти все свои сложности с кредиторами, но сложности в большинстве своем все-таки остаются. Данная категория авиакомпаний имеет в собственниках сами регионы РФ (это «Ямал», «Якутия» и другие подобные). То есть, будущее этих компаний напрямую зависит от того, насколько местные бюджеты-владельцы будут готовы их поддерживать и развивать.

Варианты выхода

Самый актуальный и насущный вопрос сейчас – где найти потребителя. И первый ответ, который напрашивается – страны-соседи РФ. Олег Пантелеев объясняет, что в целом ряде стран вокруг России местная валюта существенно подорожала по отношению к российской, и они вполне могут решать летать в дальнее зарубежье через Россию.

Кстати, уже довольно давно ведутся обсуждения вопросов создания в отечественных авиагаванях международных хабов. Об этом говорят не только представители рынка, но и власти. Кроме того, звучали предложения отменить визы на транзит пассажиров в 11 российских аэропортах, включая московские Домодедово, Шереметьево и Внуково. Но в прошлом году из-за довольно жаркой политической и внешнеполитической ситуации об этой идее слегка «призабыли».

Конечно, создание таких «хабов» не может решить все проблемы, но повысить пассажиропоток таким образом более чем реально, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.