Самолетные дебоширы – преступники или жертвы аэрофобии?

Нищий мнит себя шахом, напившись вина.
Львом лисица становится, если пьяна.
Омар Хайям

Самолетные дебоширы – преступники или жертвы аэрофобии?

Сообщения о пьяных дебошах во время полетов на авиалайнерах появляются на лентах информагентств с угрожающей частотой. Информация о резонансных инцидентах с «ветераном ГРУ» Кабаловым, бывшим высокопоставленным чиновником Третьяковым дополняется сообщениями о других, менее известных фактах авиадебоширства. Очевидцы публикуют в интернете леденящие душу подробности о попытках пьяных пассажиров открыть дверь самолета во время полета над Атлантическим океаном, поджечь служебное кресло стюардессы, а рассказы о стычках с другими пассажирами и членами экипажа идут сплошным потоком.

В этом потоке автору и попался на глаза рассказ коллеги, журналистки Елены Милиенко, бывшей бортпроводницы. Она рассказала об инциденте во время перелета с острова Кипр в Москву. Пассажир, летевший вместе с супругой, тайком от неё откупорил бутылку коньяка и выпил примерно половину содержимого. Спиртное мужчине было категорически противопоказано, и последствия не замедлили сказаться. Пассажир стал вести себя совершенно неадекватно – кричал, не узнавал жену, пытался спрятаться под кресло, бегал по салону. В итоге членам экипажа пришлось его связать. У меня при знакомстве с этим сюжетом возник вопрос: что заставляет мужчин прибегать к алкоголю в таких неподходящих ситуациях? Есть и версия ответа: страх полета, по-научному аэрофобия.

Война и мир

Немного о личном. Мой отец очень боялся летать самолетами, и разумно объяснить свой страх не мог. Однако дважды за свою жизнь он всё-таки летал. Первый раз – солдатом, во время войны. Там, понятно, никто его ни о чем не спрашивал, командир приказал «на посадку» - и всё. Второй раз пришлось лететь к старшему сыну (то есть ко мне), чтобы взглянуть на своего внука, в маленький городок в российской глубинке, куда из-за весенней распутицы добраться можно было только по воздуху. Когда я встретил его в аэропорту, уловил явственный запах спиртного. «Принял для храбрости» - признался отец.

Моего отца, ветерана двух войн, трудно обвинить в заурядной трусости. На мой, неспециалиста, взгляд, он тоже был подвержен аэрофобии – психологическому расстройству, боязни полетов на летательных аппаратах. Профессиональный летчик и психолог, автор книги «Как перестать бояться летать?» Алексей Герваш считает, что аэрофобией страдают от 15 до 25 процентов взрослого населения Земли.

Алкоголь в самолёте

Не обошла стороной аэрофобия и многих известных людей. Известно, что панически боится авиаперелетов и всячески их избегает прославленная певица Алла Пугачева, она сама не раз признавалась в этом журналистам. И вот здесь есть смысл вернуться к главной теме нашего разговора. Алле Борисовне, женщине и звезде отечественной эстрады, можно признаться в своей слабости, в крайности это сойдет за «причуды знаменитостей». А как быть мужчине, да ещё позиционирующему себя как «крутого», из числа тех самых «от 15 до 25»? Легко ли ему признаться, что при слове «самолет» у него начинается дрожь в коленках? А командира рядом нет….

Большинство, конечно, не признается, а перед вылетом или во время полета «принимает на грудь». Страх при этом уходит, но, к сожалению, иногда вместе с приличиями и рассудком. Начинается тот самый дебош. Только не нужно думать, что автор пытается здесь представить авиадебоширов не преступниками, а несчастными жертвами своих психологических расстройств. Не контролирующий своё поведение агрессивный пьяный человек на борту авиалайнера подвергает серьезной опасности жизни десятков, а то и сотен людей, поэтому и отвечать за свои «художества» должен в полной мере.

Рублём, тюрьмой и шокером

Об ужесточении ответственности речь заходит всякий раз, когда поступает очередное сообщение о дебоширстве в самолете. Наши законодатели не остаются в стороне – в Государственной Думе находится законопроект, призванный дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьёй - "Хулиганство на борту воздушного судна". Санкция по этой статье должна предусматривать штраф от 300 до 500 тысяч рублей, это в том случае, когда гражданин в самолете грубо нарушил общественный порядок «с применением или с угрозой применения насилия». Предусмотрено, для самых «отмороженных», и лишение свободы на срок до пяти лет – сурово, ничего не скажешь. Особенно на фоне нынешней максимальной санкции за буйство на борту – пять тысяч рублей.

Но уголовная ответственность наступает, как известно, после того, как преступление уже совершено. Нам, пассажирам, гораздо интереснее, что конкретно предлагается для того, чтобы дебоши на самолетах можно было предотвратить. Здесь предложений меньше, они не столь радикальные и статуса законопроекта пока не имеют. Предлагается, к примеру, запретить пассажирам проносить на борт алкогольные напитки, приобретенные ими в магазинах duty free. Или, по примеру некоторых европейских авиакомпаний, хранить купленные в duty free напитки до окончания полета в самолете и выдавать по прибытии. Предлагается также запрещать полеты лицам, ранее замеченным в дебоширстве, путем составления «черных списков».



Не смолкают разговоры и вокруг предложений ввести на авиалиниях должность «воздушного маршала». На международных линиях некоторых стран «воздушные маршалы» уже летают, инкогнито, их задача – нейтрализовать террористов или не в меру расходившихся пьяных дебоширов. Такой сотрудник имеет специальную подготовку, спецсредства (электрошокер, наручники и т.д.) и может применять их на вполне законных основаниях. Правда, аргументы против таких предложений уж очень весомые: учитывая огромное количество внутренних и международных авиарейсов, ежедневно выполняемых авиакомпаниями России, затраты для реализации предложения будут огромными, лягут они на плечи авиакомпаний. И в конечном счете это приведет к существенному удорожанию авиабилетов.

В целом упомянутые выше инициативы и предложения, как и множество других, им подобных, имеют некое рациональное зерно, однако совершенно не учитывают психологическую сторону проблемы. Страх перед полетом не уйдет, даже если появится перспектива «попасть под статью» или подвергнутся жесткому удару электрошокером. Проблему снятия предполетных страхов должны решать профессиональные психологи.

Повезет – не повезет?

Упомянутый выше Алексей Герваш – член Европейской Ассоциации авиационных психологов. Должность авиационного психолога существует и в наших авиакомпаниях. Привожу цитату из объявления о вакансии одной компании, где перечисляется круг обязанностей психолога:

• предполетная оценка членов экипажей (бортпроводников);
• диагностика индивидуально-личностных особенностей сотрудников;
• мониторинг морально-психологического климата в службе бортпроводников.

Как видите, о пассажирах нет ни слова, только о персонале. О том, что это не случайность, а политика авиакомпаний, говорит и тот факт, что о безопасности полетов для пассажиров фактически ничего не говорится в их рекламе. И выходит, единственное средство, к которому может прибегнуть перед полетом мужчина с трясущимися коленками – алкоголь. А дальше - как повезёт. Кто-то выпьет и мирно задремлет на плече у спутницы, а кто-то отправится в кабину пилотов выяснять отношения. Слово «повезёт», в контексте всего сказанного, относится в первую очередь к остальным пассажирам и членам экипажа….