Внутренний туризм — миф или реальность?

На заседании президиума Госсовета, которое состоялось в Ялте, президент РФ Владимир Путин привел данные о том, что в 2014 году число путешествующих на территории России увеличилось на 30% и составило 41,6 млн. человек. 

Внутренний туризм — миф или реальность?

Эксперты подтвердили, что количество россиян, изъявивших желание отдыхать в России, действительно возросло. Только вот с одной оговоркой: граждан на отечественные пляжи привели порядком ослабевший рубль да массовая пропаганда в СМИ. Однако уже в следующем 2016 году полюбивший зарубежный сервис российский турист может вообще никуда не поехать.

В Российском союзе туриндустрии констатируют, что количество туроператоров, занимавшихся выездным туризмом, заметно сократилось. По словам пресс-секретаря Северо-Западного отделения Российского союза туристической индустрии Павла Румянцева, в апреле нынешнего года в Петербурге было 177 туроператора по международному туризму, а в июне осталось 98. Многие компании приняли решение не рисковать и поспешили переформатировать свою работу, сосредоточившись на внутреннем туризме, в котором суммы финансовых гарантий на порядок ниже.

Многие, однако, все же надеялись, что в бархатный сезон, то есть в августе — сентябре, число желающих приобрести тур за границу возрастет, как это и было прежде. Но пока ничего подобного не предвидится. Отпускники, принимая во внимание зыбкость рублевого курса, упорно воздерживаются от поездок за пределы России. Часть туристов вообще предпочла остаться дома, а те, кто все же не представляет себе отпуск без поездок и новых впечатлений, воспользовались возможностями отдыха на родине.

Делать какие-либо однозначные выводы, по словам Румянцева, пока преждевременно. И вряд ли нынешним летом Петербург посетят вдвое больше россиян по сравнению с 2014 годом. Тем не менее, немало местных компаний сообщают, что число туристов увеличилось на 30%. Понятно, что улучшение показателей происходит за счет «невыездных» по финансовым причинам россиян, а также тех, кому руководство пусть неофициально, но не советовало выезжать за пределы страны. Но где-то отдыхать все же нужно — вот они и вынуждены были довольствоваться турами в России.

По мнению Павла Румянцева, с точки зрения статистики для внутреннего туризма отпускной сезон 2015 года складывается весьма успешно. 

Но поскольку этот успех вызван вынужденными, а потому сомнительными факторами, его нужно закрепить, сформировать у людей понимание того, что отдых в России как минимум не хуже отдыха за рубежом. Только в таком случае можно будет говорить о настоящем успехе. Потому очень важным в этом смысле представляется 2016 год, когда можно будет отследить, как развивается наметившаяся тенденция. Если в нынешнем году людей не удовлетворит качество внутрироссийских туров, то в следующем году они откажутся от поездок вообще или будут по-прежнему ездить в другие страны, но реже — скажем, каждые два года, а не дважды в год.

Роман Бобылев, эксперт Общественной палаты России по туризму, отметил, что стоимость традиционных зарубежных «пляжных» направлений увеличилась вдвое-втрое, а потому нет ничего удивительного, что россияне от таких поездок отказываются. Число отдыхающих соотечественников в Египте и Турции уменьшилось не менее чем на 30%, в Таиланде — наполовину, в Испанию, Италию и Францию — на 70%. Вообще, если говорить о европейских направлениях, то на уровне, близком к прошлым годам, остаются только Болгария, Кипр и Греция.

СНГ и Прибалтика

С ухудшением экономической ситуации снижение числа туристов отмечается в странах СНГ и Балтии, поездки в которые всегда пользовались спросом у россиян. Так, на 35–40% сократилось количество россиян, которые ранее предпочитали отдыхать в Эстонии, Латвии и Литве. Этот факт объяснить нетрудно: страны Балтии на сегодняшний день оказались глубже всех интегрированными в европейскую экономику, поэтому подорожание евро сказалось прежде всего именно здесь. Немаловажно и то, что прибалты лишились нескольких крупных массовых мероприятий, традиционно «заточенных» под россиян, таких как фестивали КВН и конкурс молодых исполнителей «Новая волна», из года в год проводившихся в Юрмале.

Белоруссия

Достаточно стабильным направлением относительно спроса считалась Белоруссия. В частности, большой популярностью пользовались лечебные туры. Но в Белоруссии отдых подорожал до 20% — и на столько же сократился поток туристов из России, несмотря даже на то, что Белоруссия входила в число бюджетных направлений, и отдых там был на порядок дешевле, чем на морском побережье.

Украина

Не будет преувеличением сказать, что Украина вообще потеряла туристов из России. Прежде самыми востребованными были три направления: Закарпатье, Одесса и Киев. Некоторые турфирмы в период майских праздников отправляли в Киев до тысячи человек. Теперь о таких показателях остается только вспоминать. Когда нормализуются отношения между странами, никто не берется даже предположить. Пока же люди если и едут на Украину, то преимущественно к родственникам, экскурсиями же никто не интересуется.

Абхазия

На постсоветском пространстве главным направлением по-прежнему остается Абхазия — своего рода альтернатива Сочи. Приземлившись в Адлерском аэропорту, одни отправляются в обновленную олимпийскую столицу, а другие предпочитают направиться в противоположную сторону, ближе к природе. По предварительным данным, в нынешнем году Абхазию посетят не менее миллиона россиян — значительно больше, чем Грузию, Армению и Азербайджан.

Крым

Говоря о внутреннем туризме, следует особо выделить роль «крымского фактора». Когда полуостров входил в состав Украины, в Крыму отдыхали около 1,5 млн россиян, а в 2015 году их количество увеличилось втрое, до 4,5 млн. 

Отпускной сезон 2015 года в Крыму

Возрастание доли внутреннего рынка обусловлено как минимум двумя факторами. Во-первых, рост курсов доллара и евро фактически свел к нулю почти все европейские направления. Во-вторых, возвращение Крыма в состав РФ сопровождалось соответствующей информационной пропагандой на государственном уровне. Россияне не стали отдыхать больше и ездить чаще — просто поменялись приоритеты. Если говорить о Крыме, то, конечно, нельзя не принимать во внимание волну патриотизма, но немаловажным было и расширение возможностей для поездок на полуостров. К примеру, из крупных городов, расположенных в восточной части России, — Красноярска, Иркутска и других — было налажено прямое авиасообщение с Крымом.

На отечественные курорты в этом году поехали туристы, которым довелось побывать пусть не в самых роскошных египетских или турецких отелях, но с приличным по западным меркам сервисом. Но российская инфраструктура оставляет желать лучшего, и если не произойдет никаких качественных изменений, внутренний туризм после ситуативного всплеска с течением времени опять сойдет на нет, поскольку сравнение с зарубежным пока что не в его пользу.

По мнению Ильи Уманского, вице-президента Ассоциации российских туроператоров (АТОР), качественное развитие курортов возможно только при условии серьезной конкуренции, когда туроператоры и отельеры буквально ведут борьбу за клиентов, гостей, туристов. В российском туристическом бизнесе ничего подобного не наблюдается. Курорты, которые еще весьма далеки от международных стандартов, получили значительные прибавки, хотя и остались несколько дешевле зарубежных. Такая тенденция может в итоге значительно снизить критерии оценки и в итоге вместо развития будет в лучшем случае стагнация.

Для того чтобы ситуация изменилась, необходимо повышать инвестиционную привлекательность туристической сферы на государственном уровне. Но в России деньги вкладываются в строительство торговых центров. А вот в Турции, к примеру, проводилась государственная программа по освоению туроператорами прибрежных территорий. Все, кто принимал участие в этой программе, получали солидные налоговые льготы — неудивительно, что сегодня туристический бизнес приносит стране огромные доходы.

Многие эксперты отмечают, что если рубль продолжит падение, то туристы уйдут даже с отечественных курортов. Действительно, о каких путешествиях может идти речь, если семья не уверена, сможет ли завтра обеспечить элементарные потребности. В периоды экономической нестабильности в первую очередь сокращаются расходы на все, что касается сферы досуга и развлечений. Отказаться от пищи невозможно, а вот от посещения кинотеатра или от поездки к морю — вполне.

Следует отметить, что больше всех «не везет» регионам, развивающим экскурсионный, событийный, культурно-исторический туризм, поскольку еще с советских времен в стране сложился стереотип о необходимости ежегодных поездок всей семьей на море. Поэтому подавляющее большинство россиян и сегодня предпочитают «пляжный» отдых.

Проблема также в том, что в большинстве регионов условия для туристов не самые комфортные. Не хватает бюджетных гостиниц. Во многих российских городах нет молодежных хостелов или же условия настолько плохие, что мало кто решится там остановиться. Что же касается больших отелей, то отталкивает далеко не всегда адекватное соотношение цены и качества, не говоря уже о том, что туристы всегда будут проводить аналогии с зарубежными поездками. Да и стоимость авиабилетов по России гораздо выше, чем на перелет из Москвы или Санкт-Петербурга в Европу по причине разницы расстояний. Если учесть все эти факторы, в итоге получится, что отправиться в другой город в пределах страны так же дорого, как и за границу. Стоит ли тратить деньги на отдых сомнительного качества?