Почему "Победа" разлучает семейные пары

В начале июля произошел очередной прецедент с «дебошем» на борту самолета. Слово взято в кавычки, так как многие не согласны с такой терминологией, когда дело касается семейной пары с ребенком, которая всего лишь хочет лететь вместе...

Почему единственный российский лоукостер разлучает семейные пары

Напомним, суть проблемы сводилась лишь к неоплаченной, очень небольшой сумме, за право выбора места в самолете. Семейную пару, нарушившую запрет и отказавшуюся выполнить требования экипажа (при этом в самолете было достаточно свободных мест) сняли с рейса и передали полиции. Им как авиадебоширам вменили административное правонарушение и составили акт.

Этот случай вызвал серьезный общественный резонанс и в соцсетях и в федеральных СМИ.

У многих возникает первое желание – обвинить экипаж в бессердечности, ведь ребенку всего три месяца, и в полете за ним нужно постоянно присматривать, а свободные места были. Альтернативное мнение гласит, что и семью нельзя назвать на 100% невиноватыми, так как доплачивать 149 рублей за выбор места они отказались сознательно.

В случае автоматического выбора мест члены семьи действительно могут оказаться в разных концах самолета, даже если покупка билетов осуществляется сразу, а не поодиночке. Такое «поведение» электронного робота «Победы» многие объясняют сознательно заданным алгоритмом, чтобы все-таки заставить пассажиров доплачивать. Представители лоукостера, в свою очередь объясняют это исключительно технически моментом, при котором в салоне крайне желательно соблюдать равномерность рассадки пассажиров ради их же безопасности.

Нельзя также забывать и о том, что на сайте авиакомпании при покупке нескольких билетов вместе клиентам сообщается, что они, скорее всего, полетят отдельно. Сообщение высвечивается на одном из этапов оформления заказа и не заметить его невозможно.

С другой стороны, ряд проведенных опросов среди участников туристической отрасли показывает, что практически все они утверждают одно – важность соблюдения мест согласно купленным билетам важна при взлете и посадке. В полете же пассажиры могут сидеть где угодно, и это никак не сказывается на технических моментах.

И, опять же, представители авиакомпании утверждают, что пассажир поменял место, пройдя по салону, именно в тот момент, когда это было запрещено всеми возможными правилами, при светящемся запрещающем табло с надписью «застегнуть ремни».

Официально российский лоукостер твердо стоит на своем. Пресс-секретарь Елена Селиванова в одном из интервью журналистам заявила, что инцидент с семейной парой никак не повлияет на модель работы компании. Также она добавила объяснение бизнес-модели работы бюджетных авиакомпаний, тем самым ответив на вопрос многих, утверждавших, что пару робот рассадил намеренно. По словам Селивановой, доход лоукостера строится на дополнительных услугах, которые предлагаются пассажирам, и от которых те в праве отказаться. В данном случае, если бы билеты покупались «для себя и ребенка» система бы в обязательном порядке выдала им билеты рядом. Если в полет собирается семья из трех человек с одним ребенком, то второго родителя данное правило уже не касается - объясняет пресс-секретарь «Победы».

Елена Селиванова также рассказала, что при покупке билетов на сайте предупреждение об автоматической рассадке высвечивается неоднократно, и предлагается за доплату выбрать места. Этой услугой, по словам пресс-секретаря, пользуются около трети пассажиров.

Стоит еще вспомнить, что описанная история не уникальна, и практика намеренного рассаживания летящих вместе пассажиров не была принята всегда. По данным Travel.ru умышленная рассадка практикуется лоукостером с прошлогоднего ноября. Тогда издание сообщало о возмущении пожилой семейной пары, которая следовала в Санкт-Петербург из екатеринбурга. Пожилых людей автоматическая система рассадила в разные концы салона, и при регистрации в аэропорту Кольцово сотрудники ничем не смогли им помощь, сославшись на официальный запрет «Победы» менять назначенные места в брони.

Многие подтверждают, что если при покупке билетов на сайте не доплатить за выбор места, то вероятность, что робот посадит попутчиков вместе, практически нулевая.

Travel.ru утверждает, что ранее политика компании не была столь жесткой, и рассадку бортпроводники проверяли только непосредственно перед взлетом, а дальше только следили за тем, чтобы кто-то не занял одно из «дорогих» свободных мест. Все поменялось с марта месяца, и теперь бортпроводники, согласно указанию, не разрешают пассажирам пересаживаться по салону вообще. Это требование авиакомпания размещает на маршрут-квитанциях и дополнительно оглашает по громкой связи уже в салоне.

Однако, опросы постоянных пассажиров «Победы» говорят о том, что правила хоть и ужесточились, но все же носят рекомендательный характер, и если вежливо попросить бортпроводника разрешения занять другое свободное место, никто возражать не будет.

На фоне всего этого становится интересно, а как с подобными ограничениями и их соблюдением обстоят дела у зарубежных лоукостеров?

Там ситуация ровно такая же, а местами даже «интереснее», ведь бизнес-модель та же. К примеру, Wizz Air заставляет клиентов самостоятельно дома распечатывать посадочный талон, в противном случае за регистрацию придется доплачивать 15 евро. Выбор места в салоне стоит еще 31 евро, но их можно заплатить уже непосредственно в салоне.

Ирландский Ryanair очень болезненно воспринимает перевес багажа. За каждый лишний килограмм приходится доплачивать по 20 евро.

У airBaltic то же отношение к перевесу ручной клади. У них перевес и вовсе стоит 40-60 евро.

Тарифы при этом у разных лоукостеров имеют очень разный состав. Так, у Wizz Air есть обычный тариф, где разрешена только ручная кладь, а есть Plus, где уже можно воспользоваться приоритетом при посадке, выбрать бесплатно место и получить регистрацию багажа. Похожим путем пошла и российская «Победа», введя отдельные бизнес-тарифы с разрешенным провозом 10 кг в багажном отделении, ручной кладью и бесплатным выбором места в салоне судна.

Подводя итог, стоить напомнить потенциальным пассажирам «Победы», что эта компания – пока единственный в России лоукостер, и к выполнению условий нужно быть подготовленным. Не стоит пытаться кого-то обмануть, или сэкономить там, где ваша экономия – это прямой отъем «кровных» у лоукостера.

Что же до позиции «Победы», компания твердо намерена стоять до конца и вводить доплаты за что угодно. Так, с 12 июня провоз покупок из duty free подорожал с 700 до 2 тыс. рублей. Может, будет меньше «дебоширов»?