Категории*
     
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA  Обновить картинку
Введите слово на картинке*
Пользователей: 3594, сейчас на сайте: 21
Мы в соц. сетях:

Шенгенское соглашение и страны Шенгенской зоны

Шенгенское соглашение соглашение об отмене паспортно-визового контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.  

История Шенгенского соглашения

При создании Европейского экономического сообщества среди основных целей его существования было заявлено создание общего рынка, что подразумевало достижение так называемых Четырёх свобод: перемещения товаров, услуг, людей и капиталов. Ради свободы перемещения товаров и услуг в 1958 году был создан Таможенный союз, а также приняты многочисленные иные соглашения.

Тем не менее, свобода перемещения людей оставалась стеснённой. Хотя гражданам стран ЕЭС не требовались визы для взаимных поездок, сохранение паспортного контроля означало необходимость получать паспорта и потери времени при прохождении границ.

Соглашение о постепенном отказе от пограничного контроля было подписано 14 июня 1985 года представителями Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и ФРГ на судне «Принцесса Мари-Астрид» посреди Мозеля, в месте схождения границ Люксембурга, Франции и ФРГ и получил название по ближайшей к этому месту деревне Шенген. Точка схождения границ именно этих трёх стран была выбрана в связи с тем, что аналогичное законодательство об отмене паспортного контроля к тому времени уже применялось странами Бенилюкса.

Изначально договор существовал независимо от других структур европейской интеграции, в частности из-за того, что между европейскими странами не было консенсуса по вопросу об отмене пограничного контроля.

В исходном варианте соглашение предусматривало только постепенную замену паспортного контроля на визуальное наблюдение за индивидуальными транспортными средствами, которые могли бы не останавливаться на границах, а лишь проследовать с пониженной скоростью.

В 1986 году был принят Единый Европейский акт, поставивший цель создать единый рынок в Европе в срок до 31 декабря 1992 года. Началась разработка Договора об образовании Европейского союза, который был позже принят в Маастрихте. Договор учреждал понятие гражданства Европейского союза. Граждане ЕС отныне получали неотъемлемое право перемещаться по всей территории ЕС. Рост подвижности населения ставил вопрос о необходимости постепенного полного отказа от пограничных процедур на внутренних границах ЕС.

В 1990 году теми же пятью государствами была подписана Конвенция о введении в действие и применении Шенгенского соглашения. Именно этой конвенцией было предусмотрено создание Шенгенской зоны с полной отменой регулярного паспортного контроля, унифицированной визовой политикой для владельцев обычных паспортов, полицейским и судебным сотрудничеством. Соглашение заработало в 1995 году для семи стран (к первоначальным участникам присоединились Испания и Португалия).

1 мая 1999 года вступил в силу Амстердамский договор, внесший изменения в Европейский союзный договор. В соответствии с V разделом обновлённого договора положения Конвенции о введении в действие и применении Шенгенского соглашения были включены в законодательство ЕС. Соответствующий раздел европейского законодательства заместил Шенгенское соглашение и получил собирательное название Шенгенского законодательства.

Новые члены ЕС не подписывают Шенгенское соглашение как таковое: они обязываются исполнять Шенгенские правила как часть законодательства ЕС, которое они должны принять целиком при вступлении. Изменения в Шенгенское законодательство вносятся не в соответствии с условиями, которые были определены в исходном соглашении, а в рамках законодательной процедуры ЕС.

Шенгенская зона


Шенгенская зона включает в себя 25 европейских государств и напоминает некое государство, созданное для международного туризма с пограничным контролем при въезде и выезде из зоны, но без пограничного контроля внутри.

Шенгенская зона официально включает три страны, не входящие в ЕС (Исландия, Норвегия и Швейцария), и де-факто включает три европейских микро-государства: Монако, Сан-Марино и Ватикан.

На данный момент зона охватывает площадь в 4 312 099 км², на которой проживают свыше 400 млн. человек.

Шенгенские правила вводят устранение пограничного контроля между государствами, вошедшими в зону, и одновременно укрепление пограничного контроля с государствами, граничащими с зоной. Также страны обязуются вести единую политику в отношении временно въезжающих лиц, согласование контроля на внешних границах и развивать полицейское и судебное сотрудничество.

Для удостоверения личности может использоваться паспорт или карта гражданина ЕС. Иногда может вводиться пограничный контроль между некоторыми странами Шенгенской зоны.

Страны шенгенского соглашения (на 2011 год):


  • Австрия
  • Бельгия
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Латвия
  • Литва
  • Люксембург
  • Мальта
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Польша
  • Португалия
  • Словакия
  • Словения
  • Финляндия
  • Франция
  • Чехия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Эстония

Ожидаемые вступления в Шенгенскую зону


Некоторые члены Евросоюза уже подписали Шенгенское соглашение, но всё ещё остаются вне Шенгенской зоны:

Болгария
и Румыния – планировали вступление в Шенгенскую зону в октябре 2011 года. В сентябре 2011 года на совещании министров внутренних дел стран ЕС, Болгария и Румыния не получили права на вхождение в Шенгенскую зону. Отказ связан с тем, что Нидерланды и Финляндия возражают против вступления этих стран в Шенгенскую зону, утверждая, что Бухарест и София неэффективно борются с коррупцией.

Лихтенштейн – вступление в Шенгенскую зону ожидалось к концу 2011 года, но задерживается процессом ратификации, приостановленного Швецией и Германией из-за разногласий с Лихтенштейном по тайне банковских вкладов.

Кипр – вступление в Шенгенскую зону отложено на неопределённый срок из-за нежелания Кипром установления жёсткого пограничного режима с Турецкой Республикой Северного Кипра.

На всех границах этих государств по-прежнему осуществляется паспортный и таможенный контроль, а краткосрочные визы (категории C), выдаваемые ими, не являются шенгенскими, то есть, предоставляют право на посещение только этих государств.

Страны, не входящие в Европейский союз, но входящие в Шенгенскую зону


Исландия, Норвегия и Швейцария не входят в Европейский союз, но полностью применяют Шенгенское законодательство ЕС.

На границах между этими странами не осуществляется на постоянной основе паспортный контроль (что не исключает возможности проведения выборочного контроля).

Краткосрочные визы (категории C), выдаваемые этими государствами, являются шенгенскими, то есть, предоставляют право на посещение всех государств Шенгенской зоны.

Так как Швейцария не состоит в таможенном союзе с Евросоюзом, таможенный контроль на её границах остаётся.  

Статус карликовых государств


Ватикан, Монако, Сан-Марино

Ряд карликовых государств Европы, не являясь членами ЕС и не присоединившись к Шенгенскому законодательству ЕС, не имеют охраняемых границ с участниками, полностью применяющими это законодательство:

Ватикан и Сан-Марино полностью окружены территорией Италии и не имеют ни морских, ни воздушных портов, через которые можно было бы попасть на их территории, минуя территорию Италии.

Монако имеет морской порт, однако пограничные формальности в нём исполняются представителями Франции, въезд через него считается въездом на территорию Франции.

Де-юре статус Монако отличен от статуса Ватикана и Сан-Марино, так как между Монако и Францией существует формальный договор о представлении Францией интересов Монако во внешних сношениях.

Однако с практической точки зрения все три государства имеют одинаковый статус: они не проводят своей отдельной визовой политики в отношении посетителей, их граждане (подданные) и постоянные жители могут находиться на всей территории ЕС и Европейской экономической зоны по праву. Въезд в эти государства с территории Италии или Франции не считается покиданием последней. Таким образом, их территории де-факто входят в Шенгенскую зону.

Ватикан выражает заинтересованность в непосредственном участии в шенгенских делах ЕС, в частности, в доступе к Шенгенской информационной системе.

Андорра

Андорра также не имеет ни морских, ни воздушных портов, через которые можно было бы попасть на её территорию, минуя территорию Испании или Франции. Однако её территория не входит в Шенгенскую зону, несмотря на то, что контроль на её границах не является сплошным. Въезд на территорию Андорры считается покиданием территории Франции или Испании и соответственно Шенгенской зоны.

Пользуясь своим географическим положением, Андорра не выдвигает визовых требований к посетителям из любых стран. При этом Андорра допускает въезд граждан ЕС не только по паспортам, но и по национальным удостоверениям личности.

Для въезда в Андорру гржданам России необходимо получить шенгенскую визу или национальную визу Испании или Франции.

Лихтенштейн

Лихтенштейн имел пограничный и таможенный союз со Швейцарией с 1923; граница княжества со Швейцарией не охранялась; граница с Австрией охранялась швейцарской пограничной службой. После вступления Швейцарии в Шенгенскую зону в 2008 году и до вступления самого Лихтенштейна встал вопрос о границе между двумя государствами.

Учитывая, что в княжестве нет ни морских, ни воздушных портов, через которые можно было бы попасть на его территорию, минуя Шенгенскую зону, и в связи с планируемым вступлением в неё самого Лихтенштейна, было выработано специальное временное решение. Вместо полноценного пограничного контроля установлено видеонаблюдение за дорогами, соединяющими Лихтенштейн и Швейцарию. В то же время граница с Австрией продолжает охраняться как внешняя граница Швейцарии. Достигнута договорённость, согласно которой шенгенские визы иностранцам, постоянно проживающим в Лихтенштейне, выдаются бесплатно. Кроме того, Лихтенштейн привёл своё законодательство в соответствие с Шенгенским законодательством.

Договор о присоединении Лихтенштейна к Шенгенскому законодательству подписан в 2008 году, и отмена пограничного контроля ожидалась ещё в 2009 году, однако процесс затянулся из-за возражений Германии и Швеции, которые считают, что Лихтенштейн делает недостаточно для борьбы с уклонением от налогообложения. В настоящее время из-за разногласий Германии и Швеции с Лихтенштейном по тайне банковских вкладов, процесс вступления в Шенгенскую зону всё ещё приостановлен.

Так как Лихтенштейн остаётся в таможенном союзе со Швейцарией, даже после вступления в Шенгенскую зону на границе с Австрией будет осуществляться таможенный контроль.

Удалённые европейские территории не входящие в Шенгенскую зону


К некоторым территориям, принадлежащим государствам-участникам Шенгенского законодательства, не применяются все или некоторые его положения.

В большинстве случаев это относится к удалённым территориям в составе стран ЕС. Географическое положение таких территорий затрудняет прямое, без прохождения паспортного и таможенного контроля, сообщение с Европой. В то же время у них существует потребность в общении с непосредственными соседями, которое было бы сильно затруднено, если бы эти территории стали частью Шенгенской зоны.

Дания

Гренландия и Фарерские острова не входят ни в ЕС, ни в Шенгенскую зону.

В то же время Фарерские острова входят в Северный паспортный союз (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия и Исландия). Граждане стран этого союза имеют право въезжать на острова без прохождения паспортного контроля, предъявив на посадке в самолёт или на корабль любой документ, удостоверяющий их личность, например, водительское удостоверение. Это право не распространяется на граждан третьих стран, в том числе и граждан ЕС, которые должны предъявить паспорт или идентификационную карточку.

Обычные шенгенские краткосрочные визы, даже выданные Данией, непригодны для въезда в Гренландию или на Фарерские острова. По заявлениям датские консульские учреждения (или иных стран, представляющих интересы Дании) выдают шенгенские визы с проставленными отметками «Gælder for Grønland» («Действительна для Гренландии»), «G?lder for F?r?erne» («Действительна для Фарерских островов») и «G?lder for Gr?nland og F?r?erne» («Действительна для Гренландии и Фарерских островов»).

Испания

Испанские города Сеута и Мелилья расположены на побережье Северной Африки и окружены со стороны суши территорией Марокко. Ещё до присоединения к Шенгенскому соглашению марокканским подданным, проживающим в провинциях Тетуан и Надор, было предоставлено право безвизового въезда в эти города. Кроме того, марокканским подданным из других провинций по упрощённой схеме выдаются особые визы, действительные для посещения только Сеуты и Мелильи.

Шенгенские визы действительны для посещения Сеуты и Мелильи, и при въезде в эти города из европейской части Испании или из других стран Шенгенской зоны паспортный контроль отсутствует. Однако при выезде в обратном направлении такой контроль осуществляется на постоянной основе.

Нидерланды

Все расположенные за пределами Европы территории, принадлежащие Королевству Нидерланды, не входят ни в ЕС, ни в Шенгенскую зону в связи с их удалённостью от Европы (Аруба, Бонайре, Кюрасао, Саба, Синт-Мартен, Синт-Эстатиус).

Визовый режим этих территорий регулируется в индивидуальном порядке. При этом шенгенские краткосрочные визы, даже выданные Нидерландами, непригодны для въезда на них. Представительства Нидерландов выдают специальные визы для посещения заморских территорий; такая виза годна для посещения любой заморской территории Нидерландов.

Расположенные на острове Сент-Мартин самоуправляемое государство Синт-Мартен в составе Королевства Нидерланды и французская заморская община Сен-Мартен не имеют между собой пограничного контроля. Поэтому на Синт-Мартен можно также въезжать по французской визе, дающей право посещения Сен-Мартена, и наоборот.

Норвегия

Суверенитет Норвегии над Шпицбергеном установлен Шпицбергенским трактатом, по которому Норвегия обязана обеспечить свободу поселения и экономической деятельности на архипелаге для представителей всех наций, подписавших или присоединившихся к трактату.

Вследствие этого Шпицберген не входит ни в Шенгенскую зону (хотя попадание туда в объезд Норвегии может быть затруднительно), ни в Европейскую экономическую зону.

Несмотря на то, что во многих отношениях Шпицберген и Ян-Майен рассматриваются как единое целое, безвизовый режим Шпицбергена на остров Ян-Майен не распространяется.

Франция

Все заморские владения Франции, как входящие, так и не входящие в ЕС, не подчиняются Шенгенскому законодательству в связи с их удалённостью от Европы.

Визовый режим этих территорий регулируется в индивидуальном порядке, и как правило, список наций, представителям которых не требуется виза для кратковременного посещения, шире, чем для ЕС.

При этом шенгенские краткосрочные визы, даже выданные Францией, непригодны для въезда на них. Французские представительства выдают специальные визы для посещения заморских территорий; такая виза годна для посещения любой заморской территории Франции.

Расположенные на острове Сент-Мартин французская заморская община Сен-Мартен и самоуправляемое государство Синт-Мартен в составе Королевства Нидерланды не имеют между собой пограничного контроля. Поэтому на Сен-Мартен можно также въезжать по нидерландской визе, дающей право посещения Синт-Мартена, и наоборот.

Категории виз  


Категория А 
аэропортовая транзитная виза. Выдаётся тем, кто совершает авиаперелет транзитом через страну Шенгенской группы. Она подразумевает под собой разрешение на пребывание на транзитной территории зоны аэропорта страны-участницы, но не даёт права перемещения внутри страны.  

Категория B транзитная виза, дающая её владельцу право один, два или в виде исключения несколько раз проследовать через территорию одного из государств-членов Шенгенского соглашения по пути следования в третье государство, причем продолжительность транзитного пребывания не может превышать пяти дней.  

Категория C
туристическая виза, действительная для одного или нескольких въездов, причем продолжительность непрерывного пребывания или общая продолжительность нескольких пребываний, начиная с момента первого въезда, не может превышать трех месяцев в течение полугода.  

Категория D
национальные визы на срок пребывания, превышающий 3 месяца. Являясь национальными, выдаются каждым государством в соответствии со своим национальным законодательством. Такая виза дает её владельцу право проезда через территорию других государств Шенгенской группы с целью въезда на территорию государства, выдавшего визу. Время транзита не может превышать 5 суток.  

Категория С+D
виза, объединяющая в себе признаки 2 предыдущих категорий. Такая виза выдается одним из Шенгенских государств для долгосрочного пребывания, однако позволяет её держателям беспрепятственно перемещаться по всем странам-членам Шенгенского договора.    


Кроме этих типов виз в некоторых, закреплённых в Шенгенской конвенции, существуют также другие типы виз, появление которых связано с использованием гибкостей шенгенской системы.

FTD (УТД) и FRTD (УТД-ЖД) упрощенный транзитный документ. Специальный тип визы, выдаваемый только для транзита между основной территорией России и Калининградской областью.  

Категория LTV визы с ограниченным территориальным действием (Limited territorial validity visa). Краткосрочные или транзитные визы, выдаваемые в исключительных случаях. Такая виза дает право транзита или въезда только на территорию той страны или стран Шенгена, на которой она действительна.

Последние изменения: 20.02.2014





Интересное в блогах

Смотреть другие блоги