GUIDEX обеспечит туриста всем спектром информации о туристических услугах и возможностях своего региона

Новый взгляд на роль регионального туристско-информационного центра (ТИЦ) в экосистеме «гид-заказчик- турист» предлагают эксперты компании GUIDEX...

GUIDEX обеспечит туриста всем спектром информации о туристических услугах и возможностях своего региона

О том, как с помощью цифровых инструментов региональный ТИЦ сможет вести учёт и привлекать туроператоров в свой регион, мы беседуем с Дмитрием Квашниным, создателем сервиса GUIDEX.IO.


- Дмитрий, почему вы заинтересовались работой туристско-информационных центров?

- На самом деле мы изначально настроены работать с регионами, но непосредственным поводом поговорить о роли ТИЦ в экскурсионной отрасли регионов послужила выставка MITT-2019. В её рамках состоялось очень интересное мероприятие, посвященное различным аспектам работы туристско-информационных центров в регионах России – это Конференция ТИЦ «Туристско-информационный центр. Пути повышения эффективности. Лучший российский и зарубежный опыт».

Мероприятие действительно было полезным – так как фактически это первая  глобальная площадка, где ТИЦ могут обменяться мнениями с бизнесом, экспертным сообществом и друг с другом вживую. Это очень ценно, так как, на наш взгляд, в отрасли экскурсионного туризма существует большая проблема коммуникации.

Состоит она в том, что на сегодняшний день ТИЦ не имеет своего четкого позиционирования на рынке и бизнес, на самом деле, сейчас не очень хорошо понимает, что такое ТИЦ и какой спектр проблем он может решить и за что отвечает. А для ТИЦ, в свою очередь, не до конца ясно (или не ясно совсем), как им монетизировать свою деятельность (и можно ли это вообще реализовать, например, бюджетным) и во взаимодействии с бизнесом продвинуть свой регион.

Конференция ТИЦ стала ценным опытом и для нас – так, мы здесь смогли понять многие проблемы многих туристско-информационных центров и теперь попытаться донести до них свои возможности. Де-факто ТИЦ может называться и большое туристское бюро, расположенное в месте концентрации туристов, отвечающее на их злободневные вопросы. Таких, как: куда сходить? как добраться? где поменять деньги? и т.п.

На наш взгляд. в рамках нашей огромной страны, да и мира в целом, есть необходимость выделения деятельности ТИЦ в отдельную структурную единицу как самого заметного игрока в офлайн-сегменте. У нас появилось понимание, какую роль туристско-информационный центр мог бы сыграть в развитии туристского офлайн сегмента, в том числе и экскурсионного бизнеса, используя современные цифровые инструменты, как бы это и не звучало парадоксально.


- И в чем же может такая роль заключаться?

- На наш взгляд, ТИЦ в идеале мог бы взять на себя роль координатора в экскурсионной отрасли на местах и центром сертификации специалистов по экскурсионному обслуживанию в регионе, и не только. ТИЦ может скоординировать трансферное обслуживание, помогать туристу, который попал в неприятности. Например, помочь собрать документы для страхового случая или даже помочь ему с медицинской помощью (российский турист не всегда может оперативно получить медицинскую помощь).

Мы прекрасно знаем случаи с откровенным вымогательством при наличии страхового полиса «иного» региона (что уж говорить о трудностях иностранца). Специалисты ТИЦ могут оказывать содействие в поиске переводчика или даже поддержать туриста, который в силу незнания языка нарушил наше иммиграционное законодательство, разные случаи могут приключиться. Я уж и не говорю про экстремальный туризм!

Пообщавшись на том же мероприятии с председателем правления Ассоциации «Безопасность Туризма» Сергеем Груздем, мы открыли для себя множество аспектов, связанных со взаимодействием туриста, к примеру, с МЧС при осуществлении походов и т.п., иной раз турист даже не знает как и что возможно сделать, чтобы обезопасить своё путешествие.

Т.е. сильно обобщая, ТИЦ мог бы стать неким гарантом качества туристических услуг и центром, который смог бы доносить до всех участников рынка регламенты, правила, необходимость соблюдения законодательства и общепринятых норм.

Если вернуться к нашим сегодняшним интересам, то в Москве, Санкт-Петербурге проблема с лицензированием гидов как-то решается на уровне профессиональных ассоциаций. В регионах такая практика есть. Несмотря на то, что здесь существуют свои учебные центры для гидов, сертификаты или иные документы, которые выдаются в одном регионе, будут мало полезны гиду уже в соседней области или крае.

Можно получить аттестационный документ через Ассоциацию гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменджеров – АГПЭиТм. Но на практике это сложно – гид сейчас должен ехать в Москву для прохождения экспертного совета, при этом неизвестно, какие именно преимущества в бизнесе даст гиду такая аккредитация в его родном регионе.

Проблема отсутствия федеральных стандартов есть, и пока нет единого федерального закона или принципа, ТИЦ в каждом регионе мог бы, совместно с органами исполнительной власти и учебными центрами, разработать свой региональный стандарт, по которому осуществлять аттестацию гидов. А затем ему логично было бы взять на себя роль тех центров, которые бы давали гиду «путевку в жизнь» - показывали бы, как именно ему надо выйти на рынок, связывали бы гида и заказчика.


- С чего ТИЦ может начать?

Для начала, с нашей точки зрения, ТИЦ хотя бы должен знать, сколько в его регионе или городе есть профессиональных гидов-экскурсоводов со знанием того или иного языка, программой экскурсий. Ведь доходит до смешного: нередки случаи, когда ТИЦ не знает о каких-то интересных местах или событиях в своём регионе или в соседнем.

Хотелось бы, чтобы компания, которая хочет отвезти своих туристов или MICE–группу, предположим, в Екатеринбург, могла обратиться именно в ТИЦ, а не заниматься поисками того местного партнёра, у которого такие гиды есть «на примете». Но у туристско-информационных центров сегодня уже есть адекватный инструмент, чтобы посчитать таких гидов у себя и вести их учет, статистику и помогать с поиском предложений.


- У вас такой инструмент есть?

Да. GUIDEX сегодня – это как раз тот «цифровой» современный инструмент, который собирает гидов в единую базу, способен выдавать статистику, на основании которой можно создавать или корректировать стандарты, учебные планы, а главное - давать гиду возможность выхода на рынок, а туроператору открывать для себя новые туристические направления.

В этом смысле кейс работы с региональными ТИЦ для нас интересен. Думаю, что он интересен и самим ТИЦ: мы вместе можем собрать онлайн-базу региональных гидов для того, чтобы предоставить доступ к ней федеральным, региональным туроператорам и индивидуальному туристу.

При этом это могут быть самые разные гиды – от тех, кто проводит культурно-исторические экскурсии, до людей, которые разрабатывают и представляют на рынке стандартные программы, вплоть до бар-хопинга или проводника в горах. Задача ТИЦ – обеспечить туриста всем спектром информации о туристических услугах и возможностях своего региона, сделать так, чтобы российский или иностранный гость рекомендовал регион своим друзьям, и они туда ехали!


- Какие практические выгоды появятся у ТИЦ от сотрудничества с GUIDEX?

- Во-первых, у GUIDEX уже есть большой опыт практического взаимодействия с различными профессиональными ассоциациями – от АТОР до АГПЭиТм. Мы знаем, как правильно вести учёт гидов, храня в базе их персональные данные в соответствии с законодательством.

Мы умеем отслеживать и учитывать аккредитацию гидов – и в регионах мы готовы делиться опытом и создавать совместно с ТИЦ и другими органами учебные центры, в которых могла бы вестись и региональная аттестация и аккредитация гидов-переводчиков, создавать правильные профессиональные стандарты для экскурсовода.

Но главное для местных гидов – «корочка». Попадая в GUIDEX, услуги этого гида становятся доступны для непосредственных заказчиков – туроператоров. Туроператоры с нашей базой получат знание о регионе и его возможностях, могут с большей простотой и уверенностью планировать свои программы, а гиды – получать заказы. GUIDEX– инструмент прямой связи заказчика и исполнителя. И он будет работать в интересах местного бизнеса и местного ТИЦ – тоже.

Используя такой инструмент, ТИЦ сможет загружать в нашу базу своих гидов и создавать свои сайты-«зеркала» на нашей базе – мы можем делать и такое. Сможет использовать нашу платформу для поиска гида по запросу, предлагать экскурсионные услуги в других регионах – при этом не взимая со своих гидов никакой комиссии – потому что для гидов GUIDEX всегда бесплатен, и в этом случае ТИЦ сохраняет свой нейтралитет и непредвзятость.

Сейчас мы уже начинаем переговоры с рядом регионов относительно такого сотрудничества, и будем рады предложениям со стороны тех ТИЦ российских городов и регионов, кто хочет попробовать современные онлайн-инструменты в своей работе.

Проводится специальный вебинар, посвящённый работе с GUIDEX для туроператоров и турагентов: любой ТИЦ также может присоединиться и посмотреть, что мы из себя представляем.