Для запуска электронных виз важно условие для отеля быть в списке официально классифицированных объектов

МИД РФ разработал проект поправок в Закон №114-ФЗ, согласно которому меняются правила получения российских туристических виз иностранцами...

Для запуска электронных виз важно условие для отеля быть в списке официально классифицированных объектов

Туроператоры рассказали, что ждёт рынок организованного въездного туризма, если инициатива МИДа в нынешнем её виде будет реализована на практике.

В случае принятия проекта федерального закона иностранные граждане также смогут оформлять обыкновенную туристическую визу с более длительным сроком пребывания на территории Российской Федерации – до 6 месяцев

На портале regulations.gov.ru появился подготовленный МИД России законопроект, который предусматривает внесение изменений в статью 25.6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (114-ФЗ).

Четвёртую часть этой статьи предлагается изложить в следующей редакции: «Обыкновенная туристическая виза выдаётся на срок до 6 месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него подтверждения о приёме организацией, сведения о которой содержатся в едином федеральном реестре туроператоров, либо о бронировании средства размещения, сведения о котором содержатся в едином перечне классифицированных гостиниц».

Предлагаемая поправка, таким образом, вводит возможность оформления туристической визы не только на основании подтверждения от туроператора (это правило сохраняется), но и на основании подтверждения бронирования от отеля (санатория, хостела, турбазы и пр.), который прошёл процедуру обязательной классификации.

В качестве обоснования нововведения в пояснительной записке к законопроекту говорится, что требование «подтверждения от российского туроператора… является препятствием для иностранных туристов, которые планируют посетить Российскую Федерацию самостоятельно, не прибегая к услугам туроператора».

В пояснительной записке к документу (но не в тексте проекта!) говорится также, что «в случае принятия проекта федерального закона иностранные граждане также смогут оформлять обыкновенную туристическую визу с более длительным сроком пребывания на территории Российской Федерации – до 6 месяцев. Напомним, что в настоящее время такая виза выдаётся на срок до 1 месяца.

Однако в самом тексте предлагаемых МИД изменений в 114-ФЗ, доступного на портале regulations.gov.ru пункта об изменении срока действия туристической визы нет, что, возможно, объясняется технической накладкой.

Для запуска электронных виз и подготовлена поправка о достаточности подтверждения от отеля для получения визы

Большинство экспертов считает, что принятие изложенной в тексте документа поправки о достаточности подтверждения от отеля для получения визы – важный шаг на пути реализации проекта введения электронных виз в 2021 году. Скорее всего именно для запуска электронных виз и подготовлена данная инициатива, говорит ряд участников рынка.

Это также и правовое обеспечение инструментария будущей цифровой платформы для бронирования иностранцами туристических услуг в России.

Напомним, что в феврале 2019 года замминистра экономического развития Сергей Галкин сообщал, что Минэк «вместе с Минцифразом и Москвой разрабатывает проект по созданию «въездного маркетплейса», который призван объединить в себе электронную визу и турпродукт».

Туроператоры отмечают важность условия для отеля (от которого может быть получено подтверждение) быть в списке официально классифицированных объектов

Большинство участников рынка смотрят на предлагаемое нововведение в целом положительно и не считает, что поправка в её нынешнем виде может негативно отразиться на туроператорском сегменте въездного рынка.

«Инициатива о достаточности подтверждения от отеля вместе с инструментом в виде электронной визы серьёзно расширят круг туристов, которые могут посетить Россию – так, студент из Эдинбурга, который сейчас едет на каникулы в Прагу, теперь точно так же сможет слетать и в Москву. При этом туроператоры, которые занимаются приёмом групп, за счет специфики своей ниши сохранят свою клиентуру – как в сегменте b2b, так и по большей части в сегменте b2c. На объёмах и маржинальности их бизнеса это, скорее всего, мало скажется негативным образом», – считает Алексей Крылов, генеральный директор холдинга UTS.group.

По его мнению, от введения упрощённого подтверждения (от отеля) реально пострадает лишь бизнес «визовых посредников» – различного рода фирм, «знавших ходы к нужным людям» и за короткие сроки и немалые деньги делавших российскую визу тем, кому это было по мере надобности.

Александр Курносов, заместитель генерального директора холдинга «Академсервис», склонен считать, что нововведение, в случае его принятия, действительно снизит необходимость обращаться к услугам туроператоров для аудитории самостоятельных туристов, доля которых на въездном рынке будет увеличиваться. Однако по его словам, по большей части такие туристы и так мало ехали в групповые туры по России, которые сейчас составляют основу туроператорского продукта, поэтому, скорее, падение будет заметно, в основном, в и так относительно большом сегменте индивидуальных бронирований у туроператоров.

«Туроператоры никуда с въездного рынка не уйдут: их весомое преимущество будет состоять в цене турпродукта и в наличии готового пакета услуг, что удобно для весьма значительной части путешественников», – замечает г-н Курносов.

По мнению Сергея Ромашкина, генерального директора туроператора «Дельфин», который, помимо работы на рынке внутреннего и выездного туризма, принимает и иностранных туристов, туроператоры могут потерять определённую долю рынка. «Но при этом и сам рынок может вырасти в разы: электронная виза может увеличить въезд в РФ на 40% в первый же год. Да, будет много самостоятельных туристов, бронирующих только отель, но будут и клиенты туроператоров, и работы хватит всем. И безусловно, нам выгоднее иметь половину от большого растущего рынка, чем 100% от падающего или стагнирующего. Кроме того, самостоятельным туристам туроператоры смогут предлагать экскурсии уже на месте, и это то же деньги», – рассуждает эксперт.

Туроператоры чувствуют себя со свой аудиторией уверенно, и, по мнению ряда опрошенных экспертов отрасли, прогнозируемый рост самостоятельного сегмента несущественно скажется на объёме иностранной клиентуры туроператорских компаний в абсолютных цифрах.

«Россия сейчас, так же как и Китай и некоторые другие страны Азии, находится в уникальном положении. Без посредника в нашей стране слишком сложно и рискованно путешествовать – не зная языка и местных специфических (как для Запада, так и для Востока) правил, можно запросто остаться без помощи, потеряться, попасть в сложную ситуацию с законом и т.д., особенно в регионах. И это не «пугалки», а вполне реальные риски. Риски, которые вовсе не нивелируются с помощью Google-переводчика, карт в смартфоне или прочих цифровых новшеств, как модно сейчас провозглашать. То же самое мы видим и в Китае. И это – долгосрочный органический фактор, работающий на туроператоров, которые ещё много лет будут обеспечены работой по приёму и сопровождению иностранных групп в России. Эту аудиторию крайне сложно «размыть» самостоятельным потоком: он будет расти, но не в ущерб ей. Более того, общий рост интереса к стране в результате запуска электронных виз для самостоятельных туристов повлияет положительно и на туроператорский сегмент», – заключает один из экспертов.

Туроператоры также отмечают важность условия для отеля (от которого может быть получено подтверждение) быть в списке официально классифицированных объектов. Упрощённый порядок, таким образом, минует туристов, которые пожелали бы забронировать квартиру или апартаменты в российских городах на одной из глобальных платформ бронирования. Это важно для целевой поддержки и развития отечественной отельной индустрии, отмечают они. Кроме того, данное условие нивелирует риски разрастания серого сектора жилья, сдаваемого в аренду туристам – а это уже стало настоящим бичом для ряда европейских городов.

Если речь идёт о многократных туристических визах для иностранцев, это действительно может увеличить частоту визитов зарубежных гостей в Россию и их возвратность, при этом особенно востребованы будут такие многократные туристические визы у туристов, которые поедут в Москву, Санкт-Петербург, Ленобласть, Калининградская область, Приморский край и в Республику Карелия

Вопросы к инициативе МИДа у участников рынка есть. И, в основном, они касаются продекларированного в пояснительной записке тезиса об увеличении срока действия туристических виз с 1 до 6 месяцев (180 дней).

Из текста пояснительной записки к документу МИДа пока остаётся до конца неясным, имели ли в виду авторы законопроекта общий срок пребывания в России по многократной (?) туристической визе, или же возможность выдачи однократных виз длительностью до 180 дней.

По мнению туроператоров, классическим туристам – как самостоятельным, так и организованным, однократная виза со столь длительным сроком действия не нужна – самый максимальный срок, на который едут в Россию классические туристы с культурно-познавательными целями – это 21-24 дня (железнодорожные туры и длинные речные круизы).

Такая возможность теоретически может пригодиться либо деловым путешественникам, либо неклассическим туристам, которые едут в Россию с целью образования или лечения, однако для них целесообразна выдача не туристических, а соответствующих целевых виз, рассуждает один из экспертов. Другие наблюдатели говорят и о рисках: они опасаются, что однократными визами на 180 дней могут воспользоваться нелегальные мигранты из сопредельных государств, которые смогут получать такие «туристические визы» на полгода с помощью недобросовестных посредников на российском рынке.

В случае же, если речь идёт о многократных туристических визах для иностранцев, а под 180 днями подразумевается общий срок пребывания в России, это действительно может увеличить и частоту визитов зарубежных гостей в Россию, и их возвратность. При этом особенно востребованы будут такие многократные туристические визы у туристов, которые поедут в Москву, Санкт-Петербург, Ленобласть, Калининградская область, Приморский край и в Республику Карелия.

Интересное в блогах

Cкладной дом для путешествий за 22 000 $ сыскал успех во всём мире

Как стартап из Латвии сыскал успех во всем мире? Год за годом маленькие складные дома и жилые автофургоны становятся все популярнее, особенно в свете пандемии коронавируса и ограничений на поездки.

19 февраля 2021
666
Козлы и козы зависают на дамбе «Diga del Cingino» в Италии

В Италии на отвесной стене плотины «Diga del Cingino» некоторое время назад заметили этих удивительно смелых животных. Козлы, гуляющие по стене дамбы, сразу же стали местной достопримечательностью.

10 февраля 2021
30008