О туристах, предпочитающих отдых в одиночку

По данным туроператоров, практически каждый 5й турист, выбирающий туры по России, едет один...

О туристах, предпочитающих отдых в одиночку

В сегменте выездного туризма эта доля заметно меньше, но есть страны, где доля российских туристов-«одиночек» весьма существенна. При этом, в отличие от Запада, российские «одиночки», в основном, не миллениалы.

По данным Mintel Solo Traveller Report-2018, 52% всех людей, путешествующих в одиночку, предпочитают приобрести тур у турагента или туроператора

В западных странах и даже в Азии тренд на путешествия solo («в одиночку») набирает обороты несколько лет подряд. Об этом свидетельствуют самые разные источники – от отраслевых исследований до данных систем бронирования.

Количество запросов в Google на соло-путешествия с 2015 по 2017 год выросло на 40%. В Великобритании, согласно данным ассоциации турагентов ABTA, в одиночку в 2018 году в целом по британскому рынку путешествовали уже 11% туристов.

Видят рост запросов на бронирования «одиночных» путешествий и размещения в Hotelscan.com (рост на 170%), Airbnb (рост от 142% до 172% для некоторых городов). Страны и направления, куда стремится больше всего путешественников-одиночек – это Таиланд, Перу, Мексика, Новая Зеландия, Австралия, Вьетнам.

Согласно исследованию сервиса бронирования Klook наибольший рост числа заказов на одиночные путешествия показали такие рынки, как Австралия, Новая Зеландия, Гонконг, материковый Китай и Великобритания (+10%). Solo travel в мире движут прежде всего миллениалы. Так, в Китае, согласно опросам, до 60% туристов-миллениалов собираются в ближайшие 5 лет совершить путешествие в одиночку. Исследование Princeton Survey Research Associates в США выявило близкие цифры: 58% миллениалов собираются в «одиночное» путешествие в ближайшее время.

При этом в туристических компаниях западных стран видят особенный рост спроса на одиночные туры со стороны женщин: у некоторых американских и европейских компаний свыше 50 и даже 60% их клиентов-женщин отправляются в поездку одни, без спутника. По данным опроса Booking.com, 72% американок хотели бы путешествовать в одиночку. По данным исследовательской компании Hitwise, 55% всех запросов на путешествия в одиночку в Великобритании делают женщины, в основном, это жительницы Лондона в возрасте 25-34 года.

«Соло-эпидемия» затронула и круизный сегмент западного рынка: у европейского оператора речных круизов Riviera Travel уже 18% клиентов путешествуют в одиночку, что заставило его переделывать некоторые каюты в «синглы». Ту же тенденцию отмечают и в Norwegian Cruise Line, которая ввела специальную категорию кают для туристов-одиночек ещё в 2010 году.

Согласно исследованиям Booking.com, вторым по значимости драйвером одиночных путешествий после миллениалов (1980-2000) являются «беби-бумеры» (родившиеся в 1943–1963 годах, то есть уже вышедшие на пенсию или дорабатывающие последние годы до неё).

Интересно, что по данным Mintel Solo Traveller Report-2018, 52% всех людей, путешествующих в одиночку, предпочитают приобрести тур у турагента или туроператора. Мы, в свою очередь, попытались узнать у российских туроператоров, насколько характерен для российского рынка тренд на «одиночные путешествия».

Женщин путешествует в одиночестве в 2 раза больше, чем мужчин

Туроператоры, в портфеле которых основную долю занимают массовые выездные пляжные направления, не видят особого всплеска интереса к одиночным путешествиям у россиян. Доля их достаточно стабильна, и по массовым зарубежным направлениям не превышает 12%. Это мало удивительно, ведь та же Турция (а это половина всего российского выездного рынка) – преимущественно семейное направление.

«Доля одиноких путешественников не такая большая от общего числа и примерно такая же, как в 2018 году – 6%, в зимний период их немного больше, около 10% от общего числа. Женщин путешествует в одиночестве в 2 раза больше, чем мужчин», – такие данные приводят в ANEX Tour.

Здесь, впрочем, делают важную оговорку: нужно учитывать и тот факт, что иногда, бронируя номер сингл, человек едет вместе с компанией, а не в одиночное путешествие, то есть «настоящих» одиночек может оказаться и меньше.

В Coral Travel говорят, что в целом по году около 12% от всех бронирований стабильно составляют брони номеров «сингл», у «Русского Экспресса» их доля не превышает 8-10% от общего числа туристов, а у «Музенидис Трэвел», туроператора, который специализируется по Греции, летом доля одиночек не превышает 3,17%, но зимой доходит до 11,6%.

Наибольший интерес подтверждается у российских «одиночек» к Греции и Тунису

У российских организованных туристов-«одиночек» есть и свои предпочтения по направлениям отдыха: в каких-то странах таких бронирований больше, чем обычно. Например, в Coral Travel составили такой рейтинг (по данным 2019 года):

Тунис – 17% одиночные бронирования.

Болгария – 14% одиночные бронирования.

Турция – 13% одиночные бронирования.

Испания – 11% одиночные бронирования.

Греция – 7% одиночные бронирования.

В ANEX Tour подтверждают интерес российских «одиночек» к Грузии, Кипру и к Греции. В свою очередь, в «Музенидис Тревел» рассказывают, что наиболее высока доля одиночных бронирований в Греции на таких её направлениях, как Халкидики (19%), Афины (16%) и Крит (8%).

Больше обычного одиночных бронирований, по данным «Русского Экспресса», встречается на таких зарубежных направлениях, как Россия, Испания, Чехия, ОАЭ, Хорватия, Черногория, Франция, Израиль, Германия. В «Мультитуре» к этому списку добавляют соседнюю Белоруссию.

Но безусловный лидер по российским «одиночкам» – Чехия. Так, у туроператора «ВЕДИ Групп», который специализируется на странах Восточной Европы, доля одиночных бронирований в целом по компании составляет 50% в летний сезон, а по отдельно взятой Чехии этот показатель ещё выше.

Каждый 5й российский турист, бронирующий услуги у туроператоров на внутренних направлениях, едет один

На внутрироссийских направлениях «одиночек» (в среднем и на отдельных направлениях) больше, чем на выездных. Это естественно – так как в знакомой среде людям психологически легче выбрать путешествие одному. Данные туроператоров по внутреннему туризму – наглядное свидетельство этому. Так, у туроператора «Мультитур» доля одиночных бронирований по компании составляет 18%, у туроператора «Дельфин» – 19%.

Фактически, из этих данных следует, что каждый 5й российский турист, бронирующий услуги у туроператоров на внутренних направлениях, едет один.

Максимальный уровень (до 25% одиночных бронирований) у «Дельфина» зафиксирован на экскурсионных маршрутах «Золотого Кольца». Практически сходные показатели у «Мультитура» дают санатории Кавказских Минеральных вод.

На втором месте у «Дельфина» – Крым с долей одиночных бронирований 18%, далее идут курорты Краснодарского края с долей 17,5% (данные «Мультитура» согласуются с этим).

В межсезонье и зимой, по данным «Мультитура», доля одиночных бронирований на Юге России возрастает до 24% – однако это, в основном, санатории Краснодарского края. Тренд подтвердили и представители санаторно-курортной отрасли края.

«Доля одиночных бронирований ощутимо растёт у нас в межсезонье: если летом она ближе к 5-6%, то осенью и зимой может доходить до 15%, в среднем. В основном, одни приезжают женщины средних лет, которые стремятся поддерживать себя в хорошей физической форме, но представлены и пенсионеры, и молодежь», – рассказывает Дмитрий Богданов, генеральный директор санатория «Знание» в Сочи.

На 4м месте – Санкт-Петербург: здесь около 15% бронирований составляют туристы «одиночки».

Зимой доля одиночных туристов на всех российских направлениях несколько возрастает – преимущественно за счёт того, что ездит меньше родителей с детьми.

Минимальный уровень одиночных бронирований туроператоры фиксируют (как это ни странно) в сегменте речных круизов по России.

Например, у «Водохода» в этом сезоне доля одиночных бронирований составила 12%, у «Мостурфлота» – и вовсе 5% в среднем по всем теплоходам. Максимальный процент «одиночек» (до 20% от всех пассажиров) встречается на продолжительных круизных рейсах (9 дней и больше).

Соло-выбор «миллениалов» (1980-2000 годов рождения), ощутимый на Западе, сейчас на российском выездном туризме не сказался в организованном сегменте, российская молодежь сейчас предпочитает путешествия за рубеж парами или компаниями

По данным ANEX Tour, женщин за рубеж путешествует в одиночестве в 2 раза больше, чем мужчин. У «Русского Экспресса» женщины в одиночных бронированиях тоже преобладают: их 55% от общего числа. У «ВЕДИ Групп» среди туристов-«одиночек» женщин 65%, а мужчин – 35%, при этом в Праге доля женщин среди тех, кто едет один, составляет и вовсе 70% – и, в основном, это женщины активного возраста.

Что касается возраста, то это, по всем данным, не молодежь. Так, по сведениям «Музенидис Трэвел», 35% туристов-одиночек – это люди в возрасте от 35 до 40 лет. Туроператор «Русский Экспресс» приводит похожую, но несколько иную статистику: 45% «одиночек» – это туристы в возрасте 40+. Доля одиночек 30+ составляет 17%, а людей старше 50 лет – 15%.

Пенсионеров-одиночек у «ВЕДИ Групп» оказалось и вовсе 55% от их общего количества (что объяснимо в первую очередь «санаторно-курортным» профилем отдыха у туристов этой компании). Пенсионеров на оздоровительных курортах Чехии среди тех, кто едет отдыхать один – 85%, а вот в Праге – всего 20%.

Как бы то ни было, соло-выбор «миллениалов», ощутимый на Западе, пока на российском выездном туризме, похоже, не сказался – по меньшей мере, в организованном сегменте. Российская молодежь пока предпочитает путешествия за рубеж парами или компаниями.

Что касается России, то по данным «Дельфина», в экскурсионные туры по России в одиночку едут, в основном, женщины – либо пенсионного, либо студенческого возраста (не нашли компанию, развеяться или найти спутника жизни). Впрочем, отмечают в компании, женщины и в целом преобладают на внутренних экскурсионных маршрутах.

Что касается «одиночек» на пляжных направлениях российского Юга, то 70% – женщины, и лишь 30% – мужчины. До 90% круизных «одиночек», по данным круизных компаний, составляют женщины пенсионного возраста.

«Давления» миллениалов с их выбором одиночества внутренний рынок пока не ощущает – скорее путешествовать в одиночку стараются состоявшиеся люди 40+. Единственный сегмент, где доля молодых людей, путешествующих в одиночку, достаточно значительна – это экскурсионные туры, понемногу (но очень медленно) растёт их доля и в санаторно-курортном сегменте. На пляжный отдых российские миллениалы всё же предпочитают ехать парами или компаниями.

В то же время, сходство с глобальным трендом у российского рынка есть. И оно гендерное: как и во всём мире, в одиночные путешествия российские женщины ездят заметно чаще мужчин – причём как по России, так и за рубеж.

Интересное в блогах

Кладбище домашних животных в Париже

Помимо самых известных достопримечательностей Парижа, есть здесь и места, где почти нет туристов. Одно из них – «Le Cimetière des Chiens» (переводится как кладбище собак), также известное как кладбище домашних животных в Париже. Сюда я и отправился во время моей поездки во Францию в ноябре 2017.

10 февраля 2021
82780
Необычная велодорожка в Бельгии

Всего в часе езды от столицы Бельгии недавно появился очень необычный велосипедный маршрут, который уже стал настоящим хитом среди местных жителей, которые любят кататься на велосипеде.

10 ноября 2020
2410
Еврей оставил наследство французскому городку, укрывавшему его от нацистов

Французский городок Ле-Шамбон-сюр-Линьон (Le Chambon-sur-Lignon), укрывавший евреев от нацистских гонений в 1940-50-х годах, получил наследство от еврея, которого жители укрыли от нацистской депортации в лагеря смерти..

8 февраля 2021
465
Cкладной дом для путешествий за 22 000 $ сыскал успех во всём мире

Как стартап из Латвии сыскал успех во всем мире? Год за годом маленькие складные дома и жилые автофургоны становятся все популярнее, особенно в свете пандемии коронавируса и ограничений на поездки.

19 февраля 2021
522