Тренды 2021: как пандемия изменила предпочтения туристов

После резкого спада 2020 года индустрия туризма понемногу восстанавливается. В большинстве стран полным ходом идёт вакцинация, тем не менее, коронавирусные ограничения всё ещё влияют на поведение туристов…

Тренды 2021: как пандемия изменила предпочтения туристов

В прошлом году коронавирус отправил мировую индустрию туризма в жестокий нокдаун. Резко сократилось количество путешествий, а десятки тысячи отелей и турфирм обанкротились. По данным ООН, индустрия международного туризма в 2020 году откатилась на 30 лет назад – к уровню конца 80-х. В масштабах всей планеты отрасль недосчиталась примерно миллиарда туристов, по самым скромным подсчетам турбизнес недополучил доходов в 1,1 трлн. долларов.

По данным Всемирной туристской организации ООН, коронавирус привел к спаду числа путешествий на 70-75%

По данным Всемирной туристской организации ООН, коронавирус привел к спаду числа путешествий на 70-75%

По российской сфере туризма коронакризис ударил в меньшей степени, поскольку РФ – самая большая страна мира. Многие любители путешествий вместо Турции отправились в Сочи, на Алтай, а кое-кто и на Камчатку. Если объемы мирового туризма в 2020 г. упали на 72%, то в РФ (по данным Ростуризма) спад составил только 35-40%. Одним из ключевых российских трендов в 2021 г. продолжает оставаться переориентация на поездки внутри страны. А какие еще тенденции наблюдаются в туристической отрасли России и за рубежом на фоне пандемии?

Тренд №1: отдых без дальних выездов, рядом с домом

Пожалуй, главной общемировой тенденцией стал т.н. «стэйкейшн». Английский термин staycation образован словами stay + vacation, сочетание которых можно примерно перевести, как «отпуск возле дома». Данный тренд особенно популярен в государствах Европы, жители которых не могут свободно выехать в зарубежную турпоездку. Например, жителям Берлина, привыкшим отдыхать в Таиланде, теперь массово предлагаются экскурсии по собственному, богатому на достопримечательности, городу. А для тех же миланцев – организуются велосипедные прогулки по окрестностям мегаполиса с посещением исторических мест, которыми изобилует Ломбардия.

Сингапурцам для отдыха в рамках staycation предлагают переночевать в местном подводном отеле или в номере лофт, в 12 метрах над джунглями

Подводный отель

«Стэйкейшн» пользуется огромной популярностью, и многие люди заново открывают для себя родной регион, который раньше казался обыденным и неинтересным. В более-менее крупных странах «отпуск возле дома» может выливаться в самостоятельные автомобильные поездки в соседние регионы. Как правило, продолжительность таких туров не превышает недели, но и этого достаточно, чтобы отвлечься от работы и почувствовать себя в отпуске.

Тренд №2: совмещение работы и отдыха в необычном месте

Широкое распространение в годы пандемии получил особый вид туризм – т.н. «travel living». На русский язык тревелливинг переводится как «путешествие-жизнь». Люди, избравшие такой стиль познания мира, получили наименование цифровые кочевники. Они уезжают из своей страны и на долгий период оседают в другом государстве, как правило – курортном. Здесь «тревелливеры» продолжают работать удаленно по своей специальности, совмещая жизнь в экзотическом месте с трудовой деятельностью.

Работать удаленно прямо на индийском пляже? Почему бы и нет?

Работать удаленно прямо на индийском пляже? Почему бы и нет?

Данный туристический тренд возник в связи с тем, что пандемия заставила многие фирмы перевести своих сотрудников на «удалёнку». Таким людям по большому счету – неважно в какой именно географической точке нажимать на кнопки клавиатуры: главное, чтобы ноутбук имел связь с Интернетом. Популярными у цифровых кочевников пунктами является индийский штат Гоа, Шри-Ланка, Бали, Вьетнам и другие теплые страны Юго-восточной Азии. Подобного рода туризм разительно отличается от традиционных поездок. Он позволяет не просто по-быстрому увидеть достопримечательности, но и погрузиться в местную повседневную жизнь.

Тренд №3: бронирование туров в последний момент

В доковидную эпоху данным методом пользовалась лишь узкая прослойка туристов, стремящихся сэкономить. Не секрет, что горящие путевки иногда продаются с большими скидками, а в Сети есть немало инструкций по их поиску. Однако в 2020-21 гг. срочное бронирование туров превратилось из лайфхака в массовую практику. В самом начале пандемии туристы всего мира приобрели горький, но полезный опыт. Тогда из-за срочного закрытия границ произошло тотальное аннулирование путёвок. Да и сейчас – никогда не угадаешь: не запретят ли в очередной раз полёты в Турцию.

Туристы эпохи пандемии предпочитают вскакивать на отъезжающую платформу в последний момент

Туристы эпохи пандемии предпочитают вскакивать на отъезжающую платформу в последний момент

Как отмечают практически все туроператоры, коронакризис заметно снизил среднюю глубину бронирования до минимума. Международный тур обычно заказывают лишь за 2-3 недели до его начала. В последнее время (после некоторого смягчения коронавирусных ограничений), путёвку могут бронировать и за месяц или даже два, особенно имея на руках справку о вакцинации. Тем не менее, тенденция заказа туров в последний момент сохранится не только в текущем, но и в следующем году, уверены профессионалы индустрии туризма.

Тренд №4: пристальное внимание к ковид-безопасности

Туристы готовы переплачивать за минимизацию опасности заразиться коронавирусом. При выборе тура путешественники обращают внимание на антиковидные меры, принимаемые в тех или иных объектах размещения. Бесспорным конкурентным преимуществом пользуются отели, которые могут похвастаться, что 100% их персонала вакцинированы. А если некая турецкая гостиница расположена возле пляжа, но в удалении от людных мест, её владельцы вправе рассчитывать на неиссякаемый поток отдыхающих.

Ковид-безопасность отеля – один из важнейших критериев выбора объекта размещения

Ковид-безопасность отеля – один из важнейших критериев выбора объекта размещения

Туристы стараются ехать в страны с благоприятной эпидемиологической обстановкой, выбирая при этом непиковые даты. Вместо автобусов с их массовыми скоплениями пассажиров, люди предпочитают ездить на такси, хоть это и дороже. Пандемия вызвала рост популярности путешествий в малодоступные места с низким туристическим трафиком. Это вполне логично и объяснимо. Заразиться коронавирусом на горной турбазе или в лесном кемпинге – гораздо менее вероятно, чем на сочинском пляже, каждый метр которого заполнен отдыхающими.

Тренд №5:  рост популярности туров внутри своей страны

Ну а самой главной российской тенденцией стал взрывной рост интереса к внутреннему туризму. В пик эпидемии действовал почти тотальный запрет на международные перелеты. В этот период у населения волей-неволей сформировался устойчивый тренд на путешествия в рамках своего государства. В 2020 г. турпоток на пляжные курорты Крыма и Краснодарского края по сравнению с доковидным 2019-м сократился примерно на треть. Однако, на фоне Таиланда или стран Карибского бассейна, где падение составило 90%, это можно считать позитивным показателем.

Несмотря на пандемию, сочинские и крымские пляжи в сезонах 2020-2021 гг. забиты под завязку

Cочинские и крымские пляжи в сезонах 2021 г.

Некоторые регионы РФ в 2020 г. даже нарастили свои туристические показатели по сравнению с 2019-м. Например, летний туропоток в Калининградскую область в 2020 г. вырос в 2,3 раза, в Карелию – в 2 раза, а в Дагестан – на 40%. Особенно выиграл от пандемии Алтай, куда ринулись туристы со всей России: в летний сезон здесь отдохнули рекордные 2 млн. человек. Таким образом, пандемия – парадоксальным образом даже помогла отечественному туризму. Главное, чтобы после снятия антивирусных ограничений россияне не отвернулись от внутренних путешествий.

Автор: Руслан Кривов

Интересное в блогах

Аогашима – живя на пороховой бочке

Хочется поднять такую серьезную тему как Родина. Для многих людей это нечто больше, чем просто место жительства. Это якорь, который словно держит нас на месте, независимо от того, привязаны мы в социальном плане к этим краям или нет...

19 октября 2020
8636
Знаете ли вы, что в Испании делают башни из людей?

Касте́ли (Castells), так известные как «человеческие за́мки» — это башни из живых людей, традиционно возводимые соревнующимися командами кастельеров во время фестивалей во многих местах испанской Каталонии...

30 сентября 2020
2081
Самые страшные и опасные мосты в мире

Эти сооружения будто бы специально созданы для туристов, которые любят адреналин и острые ощущения. Представляем Топ-10 мостов, способных подарить свежие впечатления даже опытным путешественникам, видевшим – казалось бы всё...

26 июля 2021
2068
Гигантские овощи Аляски

На Национальной сельскохозяйственной ярмарке в Палмере, на Аляске, некоторые экспонаты больше напоминают пришельцев с другой планеты, нежели обычные овощи, которые мы привыкли видеть на прилавках магазинов.

28 марта 2021
1999