История Хеврона
Известно, что до 1300 года Хеврон был центром ханаанской культуры. Согласно Ветхому Завету, здесь жили рефаимы - гиганты, которые были детьми хананейских женщин и падших ангелов.
![История рефаимы История рефаимы](/upload/medialibrary/9b8/история%20рефаимы.jpg)
В XIII веке до н. э. город завоевали евреи и с тех пор непрерывно жили здесь до 1929 года.
В 950 г. до н. э. Хеврон стал первой столицей царя Давида. Здесь же Авессалом, сын Давида, провозгласил себя царем и поднял восстание против своего отца. При царе Ровоаме Хеврон был одним из важнейших городов на юге Иудейского царства.
С 597 по 539 год до н. э. значительная часть еврейского населения Иудеи была насильственно переселена в Вавилонию, после чего Хеврон заселили идумеи. При Александре Яннае город вошел в состав хасмонейского царства.
При Ироде Великом и его сыновьях Хеврон был частью Иудеи, после — частью римской провинции Иудея, позже переименованной в Палестину. В римский период Хеврон был небольшим городом и назывался Аврамиус.
Развитие Хеврона началось во времена византийского правления — город находился на пересечении дорог из Иерусалима в Египет и через Петру в Иорданию. При византийцах знаменитая пещера Махпела, священное место для иудеев, использовалась как церковь. Евреи же подвергались изгнанию и бежали из палестинских городов, в том числе и из Хеврона, в другие государства.
В 614 году Хеврон был занят персидской армией Хосрова II, но вскоре византийцы отвоевали город.
В 638 году Хеврон, как и всю Палестину, завоевали арабы. Город получил название Халиль аль-Рахман. Однако мусульмане были значительно лояльнее к евреям, и они стали возвращаться в город. Возле пещеры Махпела была построена синагога. Благодаря еврейским купцам активизировалась торговля с бедуинами и другими народами в зоне пустыни Негев.
В 1100−1187 годах Хеврон находился под властью крестоносцев, которые вновь стали изгонять евреев из палестинских городов, а тех, кто не желал уходить, убивали. Город получил новое название — Кастеллум. Мусульманскую мечеть крестоносцы превратили в церковь, а синагогу — в монастырь. К середине XII века в городе не осталось ни одного еврея.
В 1187 году мусульманские войска во главе с правителем Салах ад-Дином изгнали крестоносцев из Хеврона. Евреям вновь разрешено было селиться в палестинских городах.
В 1260 году мамлюки завоевали Палестину и превратили Хеврон во временную столицу своей провинции. Несмотря на то, что новые правители не были терпимыми к евреям, в городе стала возрождаться еврейская община. Тем временем захватчики издали закон, запрещающий евреям входить в священную пещеру Махпела — можно было подниматься только до седьмой ступени восточного входа в здание. Этот запрет действовал до Шестидневной войны.
В 1516 году территорию Палестины захватили войска Османской империи во главе с султаном Селимом I.
В 1517 году после нескольких сражений разбитая армия мамлюков окончательно покинула палестинские города. В Хеврон же стали приезжать евреи, изгнанные из Испании. Вскоре в городе появилась новая община, была построена новая синагога "Авраам Авину" - самая красивая в Палестине. В еврейском квартале, расположенном вокруг синагоги, жили многочисленные раввины и мудрецы Торы, написавшие известные книги по иудаизму. Также в Хеврон переселились некоторые каббалисты из Цфата, что оказало значительное влияние на духовную жизнь местной общины. Жизнь в еврейском квартале кипела: здесь были школы, иешивы, общественные учреждения, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские. К концу XVII века в Хевроне, как и в других городах Палестины, почти не осталось мусульман.
![Хеврон Хеврон](/upload/medialibrary/565/история%20хеврон.jpg)
В XVII-XVIII веках население еврейского квартала стремительно росло. Поскольку евреи не могли строить дома за пределами стен квартала, а места оставалось всё меньше, уже существующие дома надстраивались дополнительными этажами. Несмотря на то, что хевронская община была очень бедной, каждый паломник мог за ее счет остановиться на несколько дней в пансионе.
В начале XIX века в Хевроне поселились хасиды Хабада. Вскоре в городе появились новые общественные учреждения и иешивы. Многие евреи Хеврона получили возможность работать, что улучшило экономическое положение общины. К концу XIX века евреи составляли почти четверть населения города.
В это время турецкие власти ужесточили свое отношение к евреям. Появился запрет на покупку земли, денежные поборы постоянно росли. Во время Первой мировой войны евреи Хеврона вновь были подвергнуты гонениям.
![XIX век XIX век](/upload/medialibrary/1ad/история%2019%20век.jpg)
После войны Палестина оказалась под британским мандатом. Арабские лидеры призывали уничтожить еврейскую общину в Хевроне, на что английские власти не обращали внимание. В 1929 году в городе произошел массовый погром. 67 евреев погибли, сотни были искалечены. Больница Бейт-Хадасса, в которой лечились все хевронские евреи, была разграблена и разрушена. В 1936 году еврейское население было эвакуировано из Хеврона.
С 1948 по 1967 год Хеврон был оккупирован Иорданией. В ходе Шестидневной войны 1967 года оказался под контролем Израиля.
В 1968 году инициативная группа во главе с раввином Моше Левингером решила возобновить еврейское присутствие в Хевроне. Появился крупный еврейский квартал “Авраам-Авину”.
В начале 1997 года, в соответствии с Хевронскими соглашениями, город был разделён на два сектора: H1 и H2. Сектор H1, который составляет около 80 % территории города, и в котором проживает 120 тыс. палестинцев, перешёл под контроль Палестинской администрации. Сектор H2, который населяют 30 тыс. палестинцев, остается под контролем израильской армии для защиты жителей еврейского квартала. Перейти из сектора в сектор можно через любой из 16 израильских контрольно-пропускных пунктов. В Хевроне зачастую происходят вооружённые столкновения между израильской армией, еврейскими поселенцами и арабами.
На сегодняшний день в Хевроне, несмотря на напряженную политическую обстановку, постоянно проживают около 1000 евреев.