Категории*
     
Пользователей: 4587, сейчас на сайте: 5
Мы в соц. сетях:

Цфат (Safed)

Все фото

Общая информация

Цфат (Safed) — город в Северном округе Израиля, в исторической области Верхняя Галилея. Расположен на склоне горы Кнаан на высоте 900 метров над уровнем моря. Площадь Цфата составляет 29 кв.км, а его население – 30 тысяч человек. Евреи считают Цфат священным городом наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном. Несмотря на небольшие размеры, город является одним из самых крупных религиозных центров страны. Евреи составляют 85% населения города, большинство из них придерживаются традиций ортодоксального иудаизма.

Цфат

В переводе с иврита слово “цфат” означает “наблюдать”. Своё название город получил не случайно: благодаря географическому положению на протяжении многих веков в Цфате располагались наблюдательные пункты.

Цфат

Наверх Последние изменения:

История Цфата

Цфат появился в эпоху Второго Храма - первое упоминание о городе датируется 66 годом н.э. По одной из легенд, он был основан одним из сыновей Ноя.

Во время войны иудеев с римлянами здесь находилась крепость, в которой обосновались зелоты - социально-политическая группа, радикально настроенная против римского владычества.

В 70 году н. э., когда Второй Храм был разрушен римлянами, а римская провинция Иудея переименована в Палестину, в Цфате поселились семейства коэнов - священников Храма. По одной из версий, коэны стали зажигать на склонах горы сигнальные костры, чтобы оповестить население ближайших деревень о празднике или начале нового месяца.

В VII веке арабы отвоевали у римлян Палестину. При этом в Цфате уцелела еврейская община, члены которой, в основном, занимались скотоводством и земледелием.

В XI веке Палестину завоевали крестоносцы. На руинах оборонительных сооружений зелотов завоеватели построили мощную крепостную стену высотой 28 метров с семью башнями. Король крестоносцев Амори I отдал Цфат ордену тамплиеров, которые изгнали из города евреев и сожгли синагоги.

Крестоносцы

Еврейская община в Цфате возродилась только после того, как войска мусульман во главе с султаном Египта и Сирии, знаменитым военачальником Салах-ад-Дином, разгромили крестоносцев и изгнали их из Палестины. Евреи восстановили крупную иешиву, существовавшую здесь до крестовых походов.

В середине XIII века крестоносцы вновь завладели Цфатом, но на этот раз им не удалось изгнать евреев. Город недолго принадлежал крестоносцам: спустя несколько десятилетий Палестину завоевали мамлюки и превратили Цфат в крупный мусульманский центр. В те годы евреи и мусульмане мирно жили на одной территории, и еврейская община продолжала расти.

В начале XIV века в Цфате поселился раввин-мистик Шем Тов бен Авраам ибн Гаон, бежавший от преследований испанской инквизиции. В течение следующих трехсот лет в Цфате находили спасение многие испанские и португальские раввины, которые внесли огромный вклад в развитие иудейского мистицизма и еврейской культуры в целом. Раввин Йосеф Каро написал фундаментальный свод галахических законов “Шулхан арух”, а раввин Моше Кордоверо описывал скрытые стороны Торы. Благодаря им и другим еврейским мудрецам того времени в иешивах Цфата повысился уровень образования. Кроме того, теперь здесь стали изучать мистические течения иудаизма.

Одновременно с еврейской культурой и каббализмом в городе развивалась торговля. И евреи, и арабы поставляли в соседние города продукты сельского хозяйства: сыр, фрукты и пряности.

В первой половине XVI века Палестину завоевали войска Османской империи, находившейся тогда на вершине своего расцвета. В Цфате стала развиваться промышленность: красильное дело, производство шелковых тканей, обработка шерсти. Так небольшой город за несколько десятилетий превратился в крупный центр международной торговли.

Именно при власти османов в Цфате селились наиболее выдающиеся еврейские ученые в истории Нового Времени. В городе одна за другой строились синагоги и открывались иешивы. Евреям из разных стран мира приходилось проделывать долгий путь, чтобы учиться в одной из них. Иешивы Цфата финансировались общинами многих городов Европы и Ближнего Востока.

В 1577 году в Цфате появилась первая в Палестине типография, созданная раввином из Люблина Элиэзером бен Ицхак Ашкенази. За 10 лет существования типографии в ней было отпечатано шесть книг. Затем экономика Османской империи начала стремительно деградировать, и типография закрылась.

На рубеже XVI-XVII веков Цфат постигла череда несчастий. Несколько лет в Галилее продолжалась засуха, которая вызвала нашествие саранчи. Гибель урожая стала причиной голода и тяжелых болезней у населения. Также прекратилось производство шерсти, являвшееся основой экономики города. Жители Цфата стали покидать город. Купцы и раввины перебрались в Иерусалим, Хеврон и Дамаск, а простое население - в ближайшие деревни, где было развито земледелие.

Оставшаяся малочисленная еврейская община за последующие пятьдесят лет несколько раз подверглась нападению войск друзов. Каждый раз друзы грабили общину и убивали многих жителей города. Но евреи снова и снова возвращались в Цфат. К концу XVII века в городе проживало 100 семей. В первой половине XVIII века население города стало стремительно расти, но в 1759 году в Цфат вновь пришла беда: сильное землетрясение разрушило город и унесло жизни двух тысяч человек.

К концу XVIII века город снова возродился. Сюда стали приезжать хасиды из Витебска и евреи из Северной Африки. Население Цфата росло. Но в 1812 году город охватила эпидемия чумы и уничтожила большую часть его населения.

В 30-х годах XIX века власть над Палестиной захватил египетский правитель Ибрагим-паша. При нем Цфат вновь стал крупным торговым центром Галилеи. В это же время здесь вновь открылась типография - в Цфате поселился печатник Исраэль Бак родом из Бердичева. В 1837 году в регионе вновь случилось землетрясение, и город был полностью разрушен. Погибло более четырех тысяч человек. Выжившие раввины перебрались в Иерусалим. Туда же была перевезена и типография Бака. 

Цфат 1899

Новый расцвет Цфата начался в конце XIX века. В районе города было основано несколько крупных земледельческих поселений, что поспособствовало росту сельского хозяйства.

В XX веке, когда в Палестине был установлен Британский мандат, отношения между арабами и евреями резко ухудшились. В 1929 году случилась арабо-еврейская война, в ходе которой пострадали многие жители Цфата.

Цфат. Начало 20 века

Толпы арабов врывались в еврейские кварталы и жестоко убивали женщин и детей. Лишь в 1948 году в ходе войны за независимость все арабы были изгнаны из города.

Сразу после образования государства Израиль в Цфат стали приезжать репатрианты из разных стран мира. В основном, этот город выбирали для жизни семьи хасидов. Для новых жителей как строились новые дома, так и реконструировались те, где раньше жили арабы.

Сейчас в городе есть два квартала, где живут хасиды из стран Восточной Европы. Как и пятьсот лет назад, в Цфате много синагог и несколько крупных иешив. Здесь часто проводятся семинары, посвященные хасидизму и Каббале.

Наверх Последние изменения:

Достопримечательности Цфата

Улица Цфата

Город, где развивалось мистическое учение Каббала, целиком является достопримечательностью: исторический центр Цфата напоминает одновременно и еврейский квартал в Иерусалиме, и старый Яффо, но при этом имеет собственный непередаваемый колорит. Здесь узкие улицы практически полностью состоят из лестниц, стены многих домов выкрашены в белый цвет, а окна и двери - в ярко-голубой. Традиция выкрашивания зданий зародилась много веков назад и продолжается до сих пор. Местные жители верят, что таким образом им удается обманывать темные силы, которые принимают Цфат за небо и обходят его стороной.

Дворик Цфата

Но в этом удивительном городе есть несколько мест, которые обязательны к посещению в первую очередь. 

Квартал художников

Квартал худ

В середине XX века несколько художников с разрешения властей города поселились в старинных домах, покинутых арабами, и обустроили там свои мастерские. Вскоре сюда стали переселяться и другие деятели искусства: скульпторы, ювелиры, гончары, а также поэты и музыканты. Мастерские со временем превратились в элитные галереи. Необычные картины и изделия ручной работы может купить каждый, но цены довольно высокие. Поэтому большинство туристов заходит в галереи, как в музеи, и фотографирует фасады домов из камня и перспективу извилистых узких улочек.

Квартал худ фасад

Квартал художников расположен на улицах Арлозоров и Джерусалем, но обязательно стоит заглянуть в узкие переулки между ними.

Мецуда

Мецуда

Центр старого города Цфата - вершина холма, обозначенная на картах как “HaMetsuda Gargen”. В самом центре парка расположен военный мемориал, а вокруг него - руины крепости крестоносцев. Стены достаточно высокие, сохранилось несколько арок и переходов. Наиболее живописный вид на старый Цфат и горы Галилеи открывается от мемориала, руины крепости расположены немного ниже.

Мецуда. Мемориал

Гора Мерон

Эта гора - самая высокая в Галилее. Но и туристов, и местное население Израиля интересует не сама гора, а мошав Мерон, расположенный у ее подножья. Здесь сосредоточены святые иудейские места: могилы раввинов Нового Времени и старая синагога. Неподалеку от Мошава находится место паломничества - пещера с могилой еврейского мудреца Гемнуна Саба.

Гробницы мошав Мерон

Добраться до мошава Мерон из старого города можно с остановки “Иерушалаим/ха-Атцмаут” на автобусах №361, №363, №440. Выходить нужно на остановке “Мерон эхад”.

До самой горы, на склонах которой расположен национальный парк, можно добраться только на автомобиле или такси.

Старое кладбище

Кладбище

На кладбище, которое находится неподалеку от сефардской синагоги Ари, также в течение нескольких столетий хоронили еврейских мудрецов и выдающихся жителей города. Кладбище расположено на склоне горы, поэтому между могилами проходит лестница. Здесь не чувствуется кладбищенского холода: каменные плиты обычно залиты солнечным светом, а многие надгробья выкрашены в голубой цвет.

Кладбище

Сыроварня семьи Амери

Сыроварня. Сыр

Цфатский сыр, или цфатит, считается главной гастрономической достопримечательностью города. В 1840 году, когда раввины, оставшиеся в Цфате после землетрясения, восстанавливали город, ювелир из Ирака Шломо Амери решил не только сделать крупное пожертвование, но и поселиться в Цфате со своей большой семьей. За полгода семья Амери добралась до города каббалистов. Цфат был в плачевном состоянии и не нуждался в ювелирах. Тогда глава семьи купил небольшой дом во дворе с родником в подвале, а затем обучился у арабов искусству сыроварения. У них же Шломо Амери приобрел несколько овец. И вот уже почти 180 лет сыроварня переходит из поколения в поколение, а сыр из овечьего молока ручной работы ценится во всей стране.

Сыроварня

Дом Амери теперь занимает 2 тысячи кв. метров - дополнительные комнаты и помещения вырубаются в скале. Прямо в доме расположен магазин Hameiri Dairy, где любой желающий может приобрести фирменный сыр.

Также в городе много виноделен, где производят вино по старинным рецептам. Считается, что лучшее Израильское вино можно попробовать именно на севере страны, в горных городах Галилеи.

Колоритный местный житель

Наиболее колоритных жителей города можно встретить в переулках между улицами ха-Ари и Джерусалем-стрит - на небольшой площади сосредоточено сразу около десяти синагог.

Наверх Последние изменения:

Климат

Поскольку Цфат - высокогорный город, температура здесь на несколько градусов ниже, чем в других городах Израиля. Однако в солнечные летние дни жара в Цфате ощущается особенно сильно: плотность воздуха в горах ниже, благодаря чему потоки солнечной радиации быстрее достигают поверхности земли.

Дневная температура воздуха с июня по сентябрь держится выше 30°C, а ночью опускается до +22-24°C. При этом после захода солнца дует холодный горный ветер. Летом влажность воздуха достигает 80%, из-за чего жара переносится особенно тяжело.

Самые холодные месяцы в Цфате - декабрь, январь и февраль. Температура воздуха днем составляет +17, +14 и +16°C соответственно. В эти же месяцы часто идут дожди; наибольшее количество дождливых дней приходится на январь.

Наверх Последние изменения:

Когда лучше ехать в Цфат

Комфортнее всего совершать продолжительные прогулки по старинным извилистым улочкам Цфата и осматривать достопримечательности с марта по середину мая и с октября по середину ноября. В эти месяцы днем еще не слишком жарко, а осадки выпадают крайне редко. Тем, кто собирается осмотреть основные достопримечательности города, только чтобы “поставить галочку”, достаточно приехать в Цфат на день из Хайфы, а вот фотографам и искушенным путешественникам стоит задержаться здесь на одну-две ночи.

Цфат порадует и музыкальных гурманов. Более 30 лет подряд в середине августа в Цфате проходит Международный фестиваль клейзмерской музыки.

Фестиваль клейзмеров

Мероприятие длится три дня, в течение которых гости могут не только послушать древний еврейский фольклор в исполнении музыкантов со всего мира, но и осмотреть достопримечательности города на дневных и ночных экскурсиях в сопровождении гидов-актеров. Тем, кто привык искать иррациональное объяснение всему происходящему, будут интересны семинары, посвященные иудейскому мистицизму и Каббале: для жителей Цфата высокие материи всегда были неотъемлемой частью повседневной жизни. Однако во время фестиваля радуются и веселятся как простые любители музыки, далекие от религии, так и те, кто приехал сюда постигать смысл бытия. Последний день фестиваля по традиции завершается ярким фейерверком.

Однако при плохой переносимости жары лучше воздержаться от поездки в Цфат в августе и послушать клейзмерскую музыку в исполнении уличных музыкантов в более прохладное время года.

Наверх Последние изменения:

Как добраться до Цфата

Несмотря на популярность города у самостоятельных туристов и высокую значимость для евреев, междугороднее сообщение с Цфатом развито достаточно плохо. Чтобы после нескольких часов пути не разочароваться в удивительном городе, не стоит приезжать сюда на шаббат - все магазины, галереи и музеи закрыты.

На самолёте

Аэропорт имени Бен-Гуриона, куда прилетает большинство туристов со всего мира, находится в 180 километрах от Цфата. Неподалеку от Цфата находится аэропорт “Рош-Пина”, но внутренние авиарейсы в Израиле неоправданно дорогие.

Чтобы добраться до самого загадочного города Израиля на общественном транспорте из главного аэропорта страны, придется сделать несколько пересадок.

На поезде

Железнодорожного сообщения в Цфате нет, но, тем не менее, можно относительно быстро добраться из аэропорта до этого города, проехав большую часть расстояния на поезде. Прямо на выходе из здания международного терминала останавливается поезд, который идет вдоль средиземноморского побережья. Нужно доехать до конечной станции в городе Нагария, затем пройти около 200 метров и сесть на автобус №364. Он останавливается недалеко от старого города Цфата. Несмотря на небольшие расстояния, дорога петляет по горам, и передвигаться пешком может быть достаточно тяжело. Поэтому лучше пересесть на автобус №91, маршрут которого проходит через старый город. Для этого нужно дойти до площади Даниэля (клумба с единственным деревом; с левой стороны должна быть автозаправка) и, не переходя дорогу, завернуть за угол направо. На городской автобус можно сесть на остановке “Иерушалаим/ха-Ацмаут”. Также можно пойти пешком по улице Иерушалаим (Джерусалем-стрит), которая и ведет в старый город.

Из Тель-Авива, Нетании, Хайфы и других прибрежных городов, через которые проходит железная дорога, добраться до Цфата можно точно таким же образом: на поезде до Нагарии и далее на автобусе №364. Чтобы добраться из Иерусалима до Цфата на поезде, нужно сесть в Иерусалиме на станции “Ицхак Навон” на поезд №715, выйти возле входа в аэропорт “Бен-Гурион” и, не переходя на другую платформу, дождаться поезда №154 до Нагарии.

На автобусе

Автобусы в Израиле немного дешевле поездов, и, к тому же, на них можно добраться абсолютно в любую точку страны. Из Тель-Авива в Цфат ежедневно ходит один автобус компании Egged. Он отходит с центрального автовокзала в 17:30 с платформы №705, время в пути - около трех часов.

Но не зря главный тель-авивский автовокзал в народе называют “Армагеддоном” и “Вратами в ад”: здесь очень легко заблудиться, и разыскивать свою платформу можно часами. И, хотя найти 6-й и 7-й этажи, отведенные под междугородние рейсы Egged, не очень сложно, лучше приехать на автовокзал с большим запасом времени. Местные жители всегда готовы помочь заблудившимся туристам, но желательно игнорировать фриков и люмпенов и обратиться за помощью к прилично выглядящим израильтянам.

Из Хайфы в Цфат ходит единственный прямой автобус №977 компании Nateeve Express. Всего совершается два рейса в неделю: каждую пятницу в 12:46 (перед началом шаббата) и каждую субботу в 22.01 (после окончания шаббата). Автобус отходит с остановки “Бецалель/Хатам Софер” и идет чуть более полутора часов. Этот же автобус отправляется из Цфата в 10:32 в пятницу и в 20:02 в субботу.

Из Иерусалима в Цфат автобус №992 той же компании Nateeve Express ходит 6 раз в день от остановки “ICC Jerusalem”, которая находится рядом с автовокзалом “Ицхак Навон” и Международным конгресс-центром. Первый рейс - в 09:15, последний - в 19:15. Время в пути - около трех часов.

На автомобиле

Израильские таксисты готовы отвезти туристов в любую точку страны, только такая поездка может обойтись дороже авиабилета из Москвы в Тель-Авив с оборотом. Тем, кто не хочет зависеть от общественного транспорта, можно воспользоваться одним из многочисленных каршеринговых сервисов и уехать из аэропорта на арендованном автомобиле. Сложную дорожную развязку на въезде в город лучше всего проезжать, пользуясь навигатором. Самый быстрый путь до Цфата - по шоссе №6.

Наверх Последние изменения:
Просмотров: 1203

Интересное в блогах

Смотреть другие блоги