Многие пассажиры, прилетевшие в аэропорт, удивляются: почему после посадки самолёт ещё долго работает двигателями, даже когда он уже остановился у терминала. На это есть несколько практичных и технических причин.
🛠️ Охлаждение и работа систем
Сразу после полёта двигатели сильно разогреты:
- некоторое время они продолжают работать:
— снижая температуру,
— обеспечивая корректное завершение работы систем;
- если их резко заглушить, это может привести к перегреву:
— повреждению элементов турбины.
⚡ Электропитание и кондиционирование
Важно, чтобы пассажиры ждали высадки в благоприятных условиях:
— электричество,
— освещение,
— работу авионики,
— вентиляцию в салоне.
- пока к самолёту подключат наземные источники:
— питания (GPU),
— воздухоснабжения (APU или кондиционер от терминала).
🚍 Маневрирование по рулёжным дорожкам
Буксир подключают не всегда и не сразу:
- пилоты используют тягу двигателей:
— пока самолёт не достигнет стоянки;
- двигатели нужны для движения по рулёжным дорожкам:
— чтобы безопасно добраться до гейта.
👨✈️ Инструкции пилотов и безопасность
Экипаж обязан соблюдать строгие инструкции с целью:
- минимизации риска аварийных ситуаций в самолёте,
- обеспечения безопасности пассажиров и персонала на земле.
Двигатели выключаются только когда:
- самолёт полностью зафиксирован на месте;
- включен стояночный тормоз,
- проверено подключение наземных служб.
🏗️ Что такое APU и зачем он нужен
APU (Auxiliary Power Unit):
- вспомогательная силовая установка,
- небольшой реактивный двигатель,
- расположен обычно в хвосте самолёта;
- выполняет несколько важных функций как «роль сердца самолёта» на земле:
— ⚡ обеспечивает самолёт электричеством на земле, когда основные двигатели выключены;
— 🌬️ подаёт воздух для кондиционирования салона и запуска главных двигателей;
— 💰 позволяет экономить топливо, так как APU расходует его гораздо меньше, чем большие турбины;
— ⚙️ основные двигатели можно безопасно выключить, не лишая лайнер энергоснабжения и вентиляции.
🆚 Сравнение: Основные двигатели и APU
Параметр |
Основные двигатели |
APU (вспомогательная установка) |
🔋 Назначение |
Обеспечивают тягу для полёта и руления |
Электропитание, кондиционирование, запуск двигателей |
⚡ Питание систем |
Да, но требует большого расхода топлива |
Да, более экономично |
✈️ Использование в полёте |
Всегда работают |
Обычно не используется, кроме экстренных случаев |
🌍 Использование на земле |
Для руления и при отсутствии GPU/APU |
Основной источник питания на стоянке |
💰 Расход топлива |
Высокий |
Низкий |
📍 Расположение |
Под крыльями (турбины) |
В хвостовой части самолёта |
❓ FAQ: вопросы — ответы
Вопрос |
Ответ |
🚪 Можно ли открыть дверь при работающих двигателях |
Нет, это строго запрещено: поток воздуха и шум создают угрозу безопасности пассажиров и персонала. |
🔌 Когда подключают наземное питание |
Обычно сразу после остановки у гейта, но пилоты ждут подтверждения от техники. |
🕒 Сколько времени двигатели работают после посадки |
Обычно 2–5 минут, пока не подключены внешние системы и не завершены все процедуры. |
🔴 Почему не выключают один двигатель раньше |
Иногда так и делают: один двигатель оставляют для питания и кондиционирования, а второй выключают для экономии топлива. |
🧰 Можно ли выгружать багаж при работающих двигателях |
Нет, разгрузка начинается только после полной остановки и выключения двигателей. |
💡 Совет пассажиру
Даже при рулении возможны резкие торможения:
Пока работают двигатели и экипаж не дал сигнал, это небезопасно:
Стандартная процедура, а не задержка:
Не начинайте доставать багаж до сигнала экипажа:
💰 Безопасность превыше всего: двигатели продолжают работать
Самолёт сразу после посадки в целях экономии топлива не включает вспомогательную силовую установку APU, обеспечивая:
- охлаждение двигателей,
- движение по рулёжным дорожкам,
- питание систем на борту,
- безопасность до момента подключения к наземным службам.