«Крепкий рубль» напугал российских туристов
Стремительный рост курса доллара и евро на финише прошлого и на старте текущего года и укрепление рубля в апреле сыграли с российскими туристами злую шутку...
Многие из них в начале года в пылу валютной паники прибегли к так называемому «раннему бронированию», купили туры на лето, а затем, ввиду начавшегося относительного укрепления рубля, стали от них массово отказываться или требовать переоформления путёвок по новой более низкой стоимости.
Небольшие турфирмы, опасаясь потери клиентов, идут навстречу их требованиям, а крупные туроператоры, наоборот, наказывают за отказ существенными штрафами.
По мнению экспертов, работающих в сфере туристического бизнеса, массовый отказ от туров и «перебронирование» спровоцированы ростом с начала года курса рубля к доллару на 17% и к евро на 27%, поскольку пропорционально снизилась стоимость туров, номинированных в валюте. Эксперты считают это новой тенденцией, с которой туроператоры впервые столкнулись в первой декаде апреля. Они напоминают, что в конце прошлого года летние пакеты путёвок подорожали в среднем на 50%, и по прогнозу к лету должны были подорожать ещё на 30%. Однако случилось непредвиденное – рубль «подрос», и те, кто приобретал туры в январе-марте, почувствовали себя «проигравшими».
Хотя некоторые небольшие туристические фирмы уже согласились вернуть своим несостоявшимся клиентам деньги за путёвки в полном объёме, процедура «перебронирования» оказалась доступной не всем туристам. В договорах некоторых крупных туроператоров прописаны весьма серьёзные штрафные санкции за отказ от тура, уплата которых перекрывает выгоду от переоформления.
Например, по правилам компании "Пегас Туристик" отказ от тура более чем за месяц наказывается штрафом в размере 10% от его стоимости, отказ в текущем месяце — штрафом от 25% и до 100%. Клиентам «Пегаса» придётся платить и за «перебронирование» туров, плата может составлять от 25% и до 50% от разницы в цене, подсчитанной в валютном эквиваленте. В компании называют такую плату компенсацией потерь, которые туроператор несёт от санкций отелей, которые штрафуют его при отмене брони.
Такую практику эксперты признают законной – турист, как потребитель, обязан компенсировать поставщику услуг понесённые им расходы, российские суды в таких случаях принимают сторону туристических компаний.