Асуан (Aswan) – город на юге Египта, расположенный на правом берегу реки Нил, примерно в 865 км от Каира. Один из самых сухих населенных пунктов на планете. Население – 275 000 человек.
Асуан на протяжении многих веков был торговым центром на караванном пути. Через город, занимающий правый берег реки, еще в древности шли торговые потоки из Нубии и обратно.
Сегодня на улицах Асуана не торгуют слоновой костью и драгоценной древесиной, но третий город Египта наполнен ароматами и пряностями, прибывшими с юга.
Местные рынки своим колоритом и запахами напоминают суданские базары.
Между Асуаном и Луксором курсируют многочисленные туристические теплоходы. По дороге они, как правило, делают остановки в Ком-Омбо и Эдфе, где можно осмотреть прекрасно сохранившиеся древние храмы.
Основная масса туристов приезжает в Асуан в зимние месяцы. В это время город наполняется толпами туристов.
В Асуане есть очаровательный Ботанический сад, дача и мавзолей Ага-Хана, развалины монастыря Святого Симеона и Нубийский музей, который находится несколько на окраине.
Музей занимает площадь в 50 000 м², и включает не только выставочные залы, но и библиотеку, учебные центры, а также зеленый парк вокруг.
Асуан – один из самых сухих и жарких населенных пунктов на планете. В год выпадает всего 1,4 мм осадков (столько выпадает во время слабого дождя в течение часа).
Зимой днём температура обычно составляет +20…+25 °C, ночью около +10 °C. Летом же обычно температура превышает +40 °C днём и составляет около +25 °C ночью.
Зимой температура может иногда опускаться почти до нуля, летом – превышать +50 °C.
Остров Элефантина – остров с одноимённым древним городом на реке Нил (ранее III тыс. до н. э.), находится в черте города Асуан. Протяженность острова с севера на юг – 1200 м, с запада на восток в самом широком месте – около 400 м.
На юге острова располагается небольшой исторический музей, построенный в колониальном стиле. В нем представлены экспонаты, найденные рядом с островом, а также в провинции Нубия.
Центральную часть острова занимают три нубийские деревни, в которых можно познакомиться со своеобразным бытом местных жителей и несколько отелей.
В древности островное местоположение города служило превосходной защитой, а также было естественным перевалочным пунктом для речных торговых экспедиций.
Здесь проходили сухопутные и водные пути из Центральной Африки и Нубии в Египет, что позволило развить рынок слоновой кости, эбенового дерева, золота и редких минералов, которыми были богаты южные области.
Помимо торговли эта местность известна добычей гранита, который в больших объёмах поставлялся вниз по Нилу, для строительных работ, изготовления монолитных саркофагов и обелисков.
На острове находятся древнейшие фрагменты храма Хнума датируются временем Среднего царства. На самой южной оконечности острова находятся руины более позднего храма, воздвигнутого Нектанебом II (XXX династия).
В ходе раскопок, проводившихся в Элефантине Немецким археологическим институтом, на свет были извлечены многочисленные находки, в том числе мумия священного барана Хнума, выставленные сегодня в местном музее, расположенном на острове.
Здесь же можно увидеть экспонаты, датирующиеся додинастическим периодом, найденные также на острове.
Самым древним сохранившимся до наших дней сооружением Элефантины является храм Сатет, фазы строительства которого можно проследить вплоть до периода, непосредственно предшествующего времени I династии.
К числу наиболее древних памятников относятся также ступенчатая пирамида из гранитных блоков (III династия) и маленькое святилище Среднего царства, посвященное святому Хекаибу, номарху Элефантины времени VI династии.
Сохранились также остатки городской стены времени I династии и участки жилых кварталов города различных эпох.
Ко времени правления Тутмоса III относятся фрагменты так называемого календаря из Элефантины. Здесь находится и один из старейших ниломеров Египта, в последний раз реконструировавшийся римлянами и использовавшийся до конца XIX столетия.
Девяносто ступеней, которые ведут вниз к реке пронумерованы арабскими и римскими цифрами а также египетскими числовыми иероглифами.
Еще в XIX-ом веке остров украшали храмы Тутмоса III и Аменхотепа III, относительно неповрежденные до этого времени. Однако в 1822 году по приказу турецкого правительства они были разрушены, а затем и разграблены турецкими губернаторами.
Асуанские плотины - крупнейшие комплексные гидротехнические сооружения в Египте на реке Нил, близ Асуана - города на первом пороге Нила. Две дамбы преграждают реку в этом месте: новая «Асуанская Верхняя Дамба» и старая «Асуанская Нижняя Дамба».
Асуанская Верхняя Дамба имеет 3600 метров в длину, 980 м в ширину по основанию, 40 м в ширину по гребню и 111 м в высоту, она состоит из 43 млн м³ грунтовых материалов. Максимальный расход воды через все водопропускные сооружения плотины - 16000 м³/с.
Без водохранилища Нил выходил из берегов каждый год в течение лета, переполняясь потоком вод востока Африки. Эти наводнения несли плодородный ил и минералы, которые сделали почву вокруг Нила плодородной и идеальной для сельского хозяйства.
Поскольку население по берегам реки росло, то возникла потребность управлять потоками воды, чтобы защитить сельхозугодья и хлопковые поля.
В многоводном году целые поля могли быть полностью смыты, в то время как в низководном году был широко распространен голод вследствие засухи.
Цель этого водного проекта состояла в том, чтобы предотвратить наводнения, обеспечить Египет электричеством и создать сеть оросительных каналов для сельского хозяйства.
История строительства
Британцы начали строительство первой дамбы в 1899 году, закончив его в 1902.
Проект был разработан сэром Уильямом Виллкоксом и вовлек несколько выдающихся инженеров, включая сэра Бенджамина Бейкра и сэра Джона Эрда, чья фирма, Джон Эрд и Компания, была главным подрядчиком.
Дамба представляла собой внушительное сооружение 1 900 м длиной и 54 м высотой. Начальный проект, как скоро было выяснено, был неадекватным, и высота дамбы была поднята в два этапа, 1907-1912 и 1929-1933 гг.
Когда в 1946 году вода поднялась почти до уровня дамбы, было принято решение о строительстве второй плотины в 6 км вверх по реке. Работы по ее проектированию начались в 1952 году, сразу же после революции.
Сначала предполагалось, что США и Великобритания помогут финансировать строительство, предоставив ссуду в 270 миллионов долларов в обмен на участие Насера в разрешении Арабо-израильского конфликта.
Однако в июле 1956 года обе страны аннулировали свое предложение. В качестве возможных причин этого шага называют секретное соглашение по поставкам стрелкового оружия с Чехословакией, входившей в восточный блок, и признание Египтом КНР.
После того, как Насер национализировал Суэцкий канал, намереваясь использовать пошлины с проходящих судов для субсидирования проекта Верхней Дамбы, Великобритания, Франция и Израиль спровоцировали военный конфликт, заняв в ходе Суэцкого кризиса канал войсками.
Но под давлением ООН, США и СССР они были вынуждены уйти и оставить канал в египетских руках. В разгар холодной войны в борьбе за страны третьего мира Советский Союз в 1958 году предложил техническую помощь при строительстве дамбы, причем треть стоимости проекта списывалась за счет лояльности режима Насера к СССР.
Огромная дамба была спроектирована советским институтом «Гидропроект».
Строительство началось в 1960 году. Верхняя Дамба была закончена на 21 июля 1970 года, однако водохранилище начало заполняться уже с 1964 года, когда был завершен первый этап постройки дамбы.
Водохранилище поставило под угрозу исчезновения многие памятники археологии, поэтому была предпринята спасательная операция под эгидой ЮНЕСКО, в результате которой 24 основных памятника были перемещены в более безопасные места или переданы странам, которые помогли с работами (храм Debod в Мадриде и Храм Dendur в Нью-Йорке).
Торжественное открытие и ввод в эксплуатацию Асуанского гидроэнергетического комплекса состоялись 15 января 1971 года при участии Президента ОАР Анвара Садата, который перерезал ленточку в голубой арке на гребне плотины, и Председателя Президиума Верховного совета СССР Н. В. Подгорного.
Экологические проблемы
В дополнение к выгодам, однако, каптаж Нила вызвал множество экологических проблем. Были затоплены обширные территории нижней Нубии, что привело к переселению более чем 90 000 человек. Озеро Насера затопило ценные археологические участки.
Плодородный ил, который ежегодно намывался при наводнениях в нильские поймы, теперь задерживается выше дамбы. Ныне ил постепенно повышает уровень озера Насера.
Кроме того, произошли изменения в экосистеме Средиземноморья - улов рыбы на побережье снизился, так как из Нила перестали поступать питательные вещества.
Имеет место некоторая эрозия сельхозугодий вниз по реке. Эрозия линии берегов, из-за нехватки новых отложений от наводнений, в конечном счете вызовет потерю рыболовства в озерах, которое является в настоящее время наибольшим источником рыбы для Египта.
Понижение дельты Нила приведет к наплыву морской воды в ее северную часть, где сейчас находятся рисовые плантации. Сама дельта, не удобряемая больше Нильским илом, потеряла свое былое плодородие. Производство красного кирпича, при котором используется глина дельты, также оказалось затронуто.
В восточном Средиземноморье наблюдается существенная эрозия береговых линий из-за нехватки песка, который ранее приносился Нилом.
Потребность использовать искусственные удобрения, поставляемые международными корпорациями, также спорна, поскольку в отличие от речного ила, они вызывают химическое загрязнение.
Недостаточный ирригационный контроль привел к тому, что некоторые сельхозугодья оказались уничтожены в результате подтопления и увеличения солености.
Эта проблема усугубляется ослабленным течением реки, из-за чего соленая вода вторгается все далее в дельту.
Средиземноморские рыбные ресурсы также пострадали в результате строительства дамбы, поскольку морская экосистема сильно зависела от богатого потока фосфатов и силикатов из Нила.
Средиземноморские уловы снизились почти наполовину после появления дамбы. Участились случаи заболевания шистосомозом, так как большое количество водорослей в Озере Насера способствует размножению улиток - переносчиков данного заболевания.
Филе (Philae) или Филэ – остров посреди Нила, на котором до постройки второй Асуанской плотины находился древнеегипетский храмовый комплекс, но вспоследствии был демонтирован и перенесен на близлежащий остров Агиликао. Размеры острова до затопления – 80 метров в длину и 120 метров в ширину.
По древнеегипетским поверьям на острове был погребён Осирис. В античности к нему применялся эпитет «недоступный»: на священной земле могли жить только жрецы, даже птицы и рыба якобы избегали его берегов.
Ещё раньше остров служил перевалочным пунктом для торговли фараонов с Нубией.
При Птолемеях остров был плотно застроен зданиями, при сооружении которых использовался гранит из близлежащих карьеров, и многие из построек сохранились до нашего времени.
Нектанеб I воздвиг на южной оконечности острова храм в честь богини Хатхор. Его почин поддержали Птолемеи и первые римские правители Египта.
За двойными пропилеями высились гранитные львы, каменные клетки для священных ястребов и два тринадцатиметровых обелиска.
На стенах храма были высечены рельефы со сценами из жизни Осириса. Храм в Филе – исключительное по полноте свидетельство эволюции традиций древнеегипетского искусства в период эллинизма.
Храм в Филах просуществовал до времён Юстиниана – едва ли не последнее языческое святилище на землях Византии.
Связано это было с тем, что его считали посвящённым Изиде, которая в поздней античности отождествлялась с Кипридой и сближалась с Богородицей.
При Юстиниане храм был переосвящён как Богородичная церковь; его рельефы систематически уничтожались церковниками и иконоборцами.
В XX веке перед учёным сообществом встала проблема сохранения эллинистического наследия Филе ввиду угрозы затопления острова водами Асуанского водохранилища.
Уже первая дамба, сооружённая в 1902 году англичанами, подтопила часть острова, что нанесло невосполнимый урон памятнику. При сооружении Асуанского водохранилища (1960) ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма на Элефантину.
Памятник был тщательно обмерян и сфотографирован, после чего каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению.
Из Каира до Асуана можно добраться на самолёте, поезде, теплоходе (круизы) или автобусе.
Международный аэропорт находится в 25 км от центра города, на западном берегу реки. Автобусы туда не ходят, так что придется брать такси, о стоимости поездки на котором лучше договориться заранее (30-40 фунтов).
EgyptAir совершает несколько рейсов в день из Каира (в полете 1,5 часа).
Время в пути на поезде из Каира в Асуан - около 13,5 часов (879 км). Расписание поездов можно посмотреть на сайте - Egyptian National Railways
На автобусе добраться до Асуана можно из Каира (85 фунтов, 13 часов), Луксора (15 фунтов, 4-5 часов) и Хургады (45 фунтов, 7 часов).
Еда - она не только для непосредственного употребления, но ещё и для того, чтобы ею восторгаться и даже изучать историю и культуру народов, государств и городов...
Колесо Лакси – это большое водяное колесо, расположенное в деревне Лакси на острове Мэн, крошечном острове в Ирландском море между островами Великобритании и Ирландии.
Кто не любит сувениров? Да все любят сувениры – покупать милые безделушки во время путешествий, торговаться за них до последнего вздоха, получать…
Пляж Япраклы Кой (Yapraklı Koy Plajı) — небольшая скалистая бухта в городе Атакент, в 60 км от центра Мерсина. Как добраться из Мерсина? Стоимость лежаков.
Ежегодно на острове Пхукет проходит Фестиваль вегетарианцев, традиция которого существует уже более 100 лет. Вот, казалось бы, что может быть безобиднее?! А вот и нет...
Оскар был обычным бездомным псом, который угодил в приют для бродячих собак в Кейптауне - крупном городе Южно-Африканской Республики, где не заморачиваются по поводу этики обращения с животными, а потому судьба Оскара была предрешена самым трагическим способом – его должны были усыпить...
В последние годы на некоторых пляжных курортах Китая можно наблюдать интересную картину: женщины, одетые в забавные маски, похожие на участниц Pussy Riot, загорают и купаются на пляжах...
Швейцарская зубчатая железная дорога «Юнгфрау» была построена промышленником Адольфом Гуйер-Целлером в период с 1896 по 1912 годы...