Опоздал на рейс — не потерял обратный билет: новые правила
Раньше в России действовало нелепое правило: если вы не успели на первый сегмент перелёта, автоматически сгорал и обратный билет. Теперь всё изменилось!
Даже если вы опоздали на рейс, ваш обратный билет остаётся действительным.
Как было раньше
До 1 сентября 2025 года в России действовало правило, которое многие пассажиры считали абсурдным. Если вы покупали билет туда-обратно, но не воспользовались первым сегментом (например, не успели на рейс «туда»), то авиакомпания автоматически аннулировала и обратный билет.
Деньги при этом не возвращались — ни за первый перелёт, ни за второй. Логика перевозчиков была проста: «пассажир нарушил последовательность перелёта, значит, весь билет недействителен». По сути, это было навязанное условие авиакомпаний, никак не связанное с реальными затратами на перевозку.
Многие юристы и эксперты называли это маразмом. Ведь билет на обратный рейс пассажир оплатил полностью, место в самолёте было за ним закреплено, но фактически его лишали возможности им воспользоваться.
Что изменилось с 1 сентября
С 1 сентября 2025 года вступил в силу приказ Минтранса РФ, который защищает права пассажиров:
-
Если человек опоздал на первый рейс, он сохраняет право на обратный билет.
-
Если пассажир отказывается от перелёта или меняет условия поездки, он обязан компенсировать авиакомпании только фактически понесённые расходы (например, штрафы аэропортов или уже оказанные услуги).
-
Сам билет, оплаченный пассажиром, аннулировать теперь нельзя.
Как это будет работать на практике
Представим: вы купили билет «Москва — Сочи — Москва». На утренний рейс в Сочи опоздали. Раньше в этом случае и обратный билет «Сочи — Москва» автоматически сгорал. Теперь — нет. Вы спокойно прилетите в Сочи любым другим способом (например, купив новый билет или поездом), а обратный билет сможете использовать.
Для авиакомпаний это означает отказ от привычной практики «no-show» (аннулирование всего маршрута при неявке на первый сегмент). На деле это приведёт к тому, что авиакомпании начнут тщательнее прописывать тарифные условия, но лишить пассажира права на оплаченный обратный перелёт они больше не могут.
Только в России так было?
Нет, не только. Подобные правила «no-show» действуют у многих авиакомпаний по всему миру, особенно у крупных международных перевозчиков.
-
В Европе неоднократно были судебные процессы против авиакомпаний Lufthansa, Iberia, Air France, которые аннулировали обратные билеты, если пассажир не использовал первый сегмент.
-
В некоторых странах ЕС суды встали на сторону пассажиров, признавая такую практику несправедливой.
-
Однако многие авиакомпании продолжают использовать «no-show policy», прикрываясь внутренними правилами тарифов.
Поэтому нововведение в России — важный шаг в сторону защиты прав пассажиров. Возможно, в перспективе это станет трендом и для других стран.