Турагентства недовольны новыми условиями договоров с туроператорами
В соцсетях поднялась волна возмущения среди представителей турагентств по поводу нового, с их точки зрения, условия договора между туристическим оператором и агентом. Как это может коснуться прав туриста…
Новые договора с одним из лидеров российского турбизнеса оператором PEGAS Touristik необходимо подписать до конца текущего месяца. Все возражения потенциальных розничных партнёров «Пегаса» связаны с пунктом, в котором говорится о возможности аннуляции запроса на бронирование тура в случае, если агент не перевёл деньги за туристический продукт, предоставленный оператором, вовремя. Финансовой нагрузкой за отмену тура ложатся на турагента фактически понесённые расходы (ФПР) туроператором, включая штрафы за несвоевременную оплату.
Турагенты видят в такой формулировке попытку оператора переложить всю материальную ответственность на них и призывают к замене такого пункта договора на соответствующий законодательству о туристской деятельности. В комментариях звучат призывы бойкотировать тех туроператоров, которые вставляют этот пункт в договора, предлагаемые розничным турпродавцам.
Глава PEGAS Touristik Анна Подгорная удивлена поднявшейся волной возмущения, потому что, по её словам, такой пункт присутствовал в заключаемых ранее стандартных договорах с турагентами. Она считает, что агентства напрямую сотрудничают с туристами и должны информировать туристов не только о содержании и качестве туруслуги, но и об ответственности в случае отказа от забронированного путешествия, включая удержания ФПР. Это должно быть прописано в соглашениях между туристом и агентом.
По словам юрэксперта в туристической деятельности, договора между оператором и агентом основываются на законах РФ «Об основах туристской деятельности», «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми к ним предъявляются строгие требования. В свою очередь, оператор и агент (ст. 421 ГК РФ) могут заключать договор по согласию сторон, что, фактически, заставляет турагента принимать условия продавца услуг.
При этом, подчёркивает эксперт, туроператор несёт прямую ответственность перед туристом, независимо от содержания договора с агентством, продавшим продукт потребителю. Это подтверждается и судебными решениями по делам, касающимся поднятой темы. Верховный суд Российской Федерации ещё в декабре 2020 года разъяснял, что «содержание агентского договора на права потребителя не влияет».
Напомним, что турагент не формирует тур, а берёт его готовым к продаже или реализует покупателям по поручению туроператора. Таким образом, предел ответственности турагента перед туристом ограничивается полным предоставлением информации об условиях тура, правах и обязанностях самого туриста и своевременным перечислением оператору средств, полученных от туриста как оплату за тур.
За пакет, проданный через турагентство, туроператор отвечает перед туристом в части качества оказанных услуг и достоверности предоставляемой информации.
Закон о туристской деятельности не прописывает многие ситуации, о которых не раз сообщал наш портал. Пандемия коронавируса привела к массовым отменам и переносам туров, что всё чаще становится причиной для участников туристической деятельности обращаться в суд для решения возникающих споров.