Китай закрыл путь на Эверест: грядет генеральная уборка

Чисто не там, где убирают, а там, куда не пускают безответственных туристов с их мусором...

Китай закрыл путь на Эверест: грядет генеральная уборка

Примерно в таком ключе китайские власти обосновывают введение запрета для мечтающих попасть на самую высокую вершину мира. Он уже вступил в силу и носит бессрочный характер, потому что за простыми словами об уборке горных склонов кроется давно назревшая реформа всего того, что касается восхождения на Эверест.

Немного интересных чисел из официального отчета администрации базового лагеря с северной стороны Эвереста, который расположен на китайской территории. Год назад, с наступлением хорошей весенней погоды, здесь прошел первый этап по очистке путей восхождения на гору. Одних только человеческих экскрементов соскребли со скал и утилизировали 2,3 тонны. А еще тонну всякого мелкого снаряжения и обломков, плюс 5,2 тонны бытовых отходов. И, обратим внимание, это все ниже «зоны смерти», 8000 км от уровня моря.

Туда, где каждый шаг может стать смертельным, китайские добровольцы пойдут в этом году. И им категорически не нужны мешающиеся под ногами альпинисты-любители. Главная задача торжественная и скорбная одновременно: убирать будут не мусор, а тела погибших за несколько последних десятилетий людей. Это колоссальный по сложности и значению труд, потому что только по неофициальным данным там покоится более 200 трупов. И вот в этом, в отсутствии точной информации и порядка в целом, главная проблема Эвереста, которую и вознамерились решить китайцы.

В 2017-ом на саму вершину взобралось 648 человек, из них 202 со стороны Китая, погибло шестеро, из которых один на китайской стороне. В следующем, 2018-ом, со стороны Непала вскарабкались 563 альпиниста, со стороны Китая еще 240, погибших пока не подсчитали. Вроде, не так уж много, но речь идет про легендарную отметку в 8848 м, а вот через базовые лагеря по обе стороны горы проходит по 40-45 тыс. человек в год. И все, извиняясь за выражение, обильно гадят – в прямом и переносном смысле.

Северный путь на Эверест даже удобнее, чем южный – в монастырь Ронгбук, где на высоте 5200 расположен базовый лагерь, можно доехать на автомобиле. Но если нищие непальцы считают гору важнейшим источником дохода, а потому проповедуют мантру «клиент всегда прав», то китайцы иного мнения. Например, они построили станции по сбору и утилизации мусора, которые туристы должны использовать самостоятельно. По другую сторону горы выдаваемые визитерам мешки для мусора таскают в основном шерпы, за малую мзду. А за привычную большую взятку непальцы простят почти любое нарушение правил восхождения – для того все и устроено.

Как следствие, порядка с китайской стороны Эвереста много больше, чем с непальского, но и этого мало, в связи с чем и введен запрет на восхождения. Предстоит большая работа – старый лагерь вычистят и демонтируют, новый и благоустроенный построят в 2 км по склону. Исчезнут многие легенды вершины мира, вроде «Зеленых ботинок», а трупы больше не будут служить ориентирами. На самый верх, к заветной отметке, будут пропускать не более 300 человек в год и каждого ждет чуть ли не проверка на полиграфе, чтобы отсеять случайных и неблагонадежных людей.

Маловероятно, что в Непале последуют примеру Китая, здесь не та философия и совсем иные материальные возможности. Но всё же отрадно видеть, как делается первый большой шаг по превращению чуда мира из загаженного проходного двора с трупами в чистый уголок. Куда будут приходить ради совершения личных подвигов, а не чтобы сделать селфи на скале и трусливо сбежать, выбросив свой мусор на вершине планеты.

Интересное в блогах

Фестиваль лимонов во Франции

Ежегодно, в период с 12 февраля по 3 марта, во французском городе Ментон проходит уникальное красочное событие – Фестиваль лимонов (Lemon festival in Menton)...

4 января 2024
11457