При упоминании Казахстана, перед глазами сразу возникают бескрайние просторы, в голове шумят сотни восточных ветров, а в ушах слышится топот копыт и ржание лошадей. И здесь нет никакой ошибки, ведь даже само название страны означает «земля свободных людей».
Конечно, сегодня все эти традиционные для Казахстана вещи существуют в симбиозе с новейшими технологиями, деловыми даунтаунами с множеством небоскребов, и одним из самых важных космодромов планеты. Словом, несколько миллионов квадратных километров огромной страны хранят в себе массу всего интересного.
Казахстан — земля казаков, и путь не смущает буква «х» в середине названия страны, ее ввели вместо «к» лишь в первой половине ХХ века, во избежание путаницы. Сами казахи все же называют свою страну именно Казакстан. История государства тянется еще с ХI — XII веков, когда местные кочевники стали организовываться в отдельные административные округи, которые в последствии стали Казахским ханством. До этого на территории современного Казахстана проживали десятки и сотни различным кочевых племен, приходившие сюда с юга и востока. Некоторые ученые утверждают, что именно здесь была впервые одомашнена лошадь еще в доисторические времена. Территория ханства менялась из года в год, пока в конце XVIII, начале XIX века большая ее часть не стала подконтрольной Российской империи, превратившейся потом в одну из союзных республик. В 1991-м году Казахстан был последним государством, из состава распадающегося СССР, объявившим свою независимость.
Что нужно знать об Казахстане:
столица — Нур-Султар;
площадь — 2,72 млн км2;
население — 18,7 млн человек;
язык — казахский, русский;
религия — ислам, христианство;
форма правления — президентская республика;
денежная единица — тенге;
для граждан РФ виза не требуется.
Сегодня Казахстан занимает внушительную часть суши прямо посередине евразийского континента. Территория страны делится на 14 областей, и три города республиканского значения — столица Нур-Султан, бывшая столица и крупнейший город страны Алматы, и самый большой по площади город Шымкент. На севере Казахстан граничит с Россией, на востоке — с Китаем, а на юге — с Туркменистаном, Узбекистаном и Киргизией. На западе у казахов есть даже выход к морю, правда, Каспийскому, так что уплыть далеко по нему не получится. Самая длинная граница (около 7 тысяч километров) и самые тесные отношения у Казахстана именно с Россией. Неспроста РФ арендует у Казахстана больше 100 тысяч км2 территории, главной и самой важной из которых, несомненно, является легендарный Байконур со всей космической инфраструктурой.
Рельеф Казахстана достаточно разнообразен, учитывая его огромную площадь. Хотя одну третью часть всей территории страны занимает Казахская степь, а еще треть — пустыня и полупустыня, так что может показаться, что разнообразия здесь не так уж и много. Однако, на востоке страны равнины уступают место горным системам — здесь вырастают Алтай и Тарбагатай. А на юго-востоке, вдоль границы, возвышается грандиозный Тянь-Шань. Прямо на самой границе, разделенный между Казахстаном, Киргизией и Китаем, находится вершина Хан-Тенгри, которая с отметкой в 6995 метров является высочайшей точкой страны. С другой стороны, на западе у побережья Каспийского моря, расположен полуостров Мангышлак, высота которого 132 метра ниже уровня моря. В Казахстане протекает 7 рек длинной более 1000 километров и множество рек поменьше. Главным водным резервуаром страны является Каспийское море, на втором месте — озеро Балхаш, на востоке. Когда-то вторым по значимости было Аральское море, но, в результате активного использования его вод в сельскохозяйственных целях, за последние 30 лет оно высохло и практически исчезло с лица Земли.
На формирование климата в Казахстане значительным образом повлияла его отдаленность от крупных акваторий (не считая замкнутое Каспийское море). До ближайших морей и океанов во все стороны тысячи километров расстояния. По этой причине климат Казахстана — резко континентальный и достаточно сухой. Что в свою очередь повлияло на то, что две третьих территории страны занимают пустыни и степи.
Казахстан практически полностью относится к умеренному климатическому поясу, и только южная часть — к субтропикам. На всей территории страны, тем не менее, климат очень похож — достаточно четко выделены все четыре времени года, зима холодная и ветреная, лето жаркое и сухое. Исключением являются только горные регионы Тянь-Шаня и Алтая.
Север от юга отличаются продолжительностями зимы и лета, а также средними температурами. На севере зимы длинные и суровые, температура опускается до -16-18°С, а лето короткое, средние показатели +27+29°С. На юге ситуация противоположная, зимы непродолжительные, термометры показывают -4-6°С, а лето подлинней, температура поднимается до +30+32°С.
Большая часть осадков в Казахстане выпадает весной и в начале лета. На июль и август, как правило, припадает наименьшее их количество. В среднем, уровень осадков растет с юго-запада на северо-восток, от 100 до 300 мм в год. В районе Алтайских гор показатели превышают 500 мм в год.
Интересно, что столица Казахстана Нур-Султан является второй самой холодной столицей мира, несмотря та то, что она далеко не самая северная с точки зрения широтной поясности.
Хотя большую часть территории в Казахстане занимают степи и пустыни, посмотреть там все-таки есть на что. Это одна из тех стран, где вся красота и уникальность спрятана отнюдь не в городах, хоть и в них есть чему удивиться. Главная сила Казахстана туристического — в его невероятных ландшафтах, иногда космических, но всегда неотразимых. Природа здесь действительно многообразна и завораживающая.
Тем не менее, ознакомление с Казахстаном начинается чаще всего именно с города, а точнее — с одного из двух главных городов этой страны. Например, со столицы Казахстана, города Нур-Султан. Здесь самое больше сосредоточение дворцов на квадратный километр. Во-первых, Дворец Независимости — здание с неземной архитектурой, абсолютно не похожее ни на какое другое. Во-вторых, Дворец мира и согласия — еще одно футуристическое сооружение, высотой 62 метра, построенное в форме правильной пирамиды. В-третьих, Хан-Шатыр, хоть и не настоящий дворец, а только торгово-развлекательный центр, но выполнен в виде большого 150-метрового шатра, и привлекает внимание со всех окраин города.
Одной из главных достопримечательностей Нур-Султана можно назвать грандиозный монумент Астана-Байтерек. Это один из самых важных символом Казахстана. Монумент выполнен в форме башни, высотой около 100 метров, с огромным стеклянным шаром на верхушке. Внутрь шара можно попасть на одном из лифтов, оттуда открывается шикарный вид на всю столицу. Кроме этого, для любителей религиозной тематики в Нур-Султане есть несколько очень красивых мечетей, которые стоит посетить. Мечеть Нур-Астана и мечеть Хазрет Султан самые знаменитые из них.
Еще одно интересное место в Нур-Султане, заслуживающее внимания туристов — это Атамекен, карта Казахстана. Это целый парк, где на площади 1,7 гектара воссоздан весь Казахстан в миниатюре. Здесь можно увидеть маленькие копии всех главных достопримечательностей страны, ее ландшафтов и построек. Место очень необычное, и точно рекомендовано к посещению.
Не самая стандартная ситуация для постсоветских стран, но столица Казахстана не является самым популярным городом среди туристов. Первенство в этом показателе держит город Алматы на юге страны. Такая популярность, впрочем, во многом объясняется непосредственной близостью к Алматы большинства природных достопримечательностей, о которых подробнее будет ниже. Однако, и в самом городе есть что посмотреть.
Например, целая гора, которая находится прямо в черте города — Кок Тобе. Высота горы 1130 метров, и с ее вершины, само собой, открывается лучший вид на Алматы. На верхушке масса интересного — телевизионная башня, ресторан, парк аттракционов, памятник группе The Beatles, и сувенирные лавки. Подняться наверх можно по дорожному серпантину, или по канатной дороге.
Еще одним знаковым местом в Алматы можно назвать Вознесенский Кафедральный Собор. Возведен около 100 лет назад из дерева, практически без использования гвоздей. Собор является одним из самых высоких деревянных сооружений в мире. Находится он в Парке 28 Панфиловцев, еще чуть дальше расположен Центральный парк культуры и отдыха, а прямо за ним Зоопарк Алматы. Так что прогуляться и приятно провести время здесь будет где.
Очень интересная локация расположена в пригороде Алматы. Это высокогорный спортивный комплекс «Медео» и горнолыжный курорт Шымбулак. В «Медео» находится самый высокий каток в мире (1700 метров над уровнем моря), а также еще ряд арен, предназначенных для зимних видов спорта. Канатная дорога, длинной в несколько километров, поднимет вас прямиком на Шымбулак, полноценный курорт для лыжников и сноубордистов. По сути жители Алматы ежедневно имеют возможность за каких-то полчаса не просто выехать за город, но и покататься со склонов.
Но в Алматы можно интересно провести максимум 1 — 2 дня, а самое крутое начинается, если выехать за пределы города и отправится на близлежащие озера. В юго-восточном направлении от Алматы тянется горный кряж Тянь-Шаня, где прячутся сразу несколько озер невероятной красоты. В первую очередь это Большое Алматинское озеро, на высоте 2,5 тысячи метров. Озеро питается от ледников, глубина в некоторых местах достигает 40 метров, а вода имеет свойство менять свой цвет в зависимости от сезона, от бирюзового до светло-зеленого. Озеро Иссык, поменьше размером, так как в 60-х годах было практически уничтожено мощным селевым потоком. Сегодня озеро восстановлено и радостно принимает туристов. А еще дальше, в 300-х километрах от Алматы, находятся Кольсайские озера – три водоема, потрясающе живописные, настоящая жемчужина Тянь-Шаня.
Приблизительно посередине, между Нур-Султаном и Алматы, находится самое большое озеро Казахстана — Балхаш. Его протяженность составляет около 600 километров. Интересная особенность озера заключается в том, что оно делится на две части — на западе вода пресная, а на востоке солоноватая. Это одно из самых популярных мест для отдыха для всех казахов, и для иностранных туристов. Озеро окаймляет горная цепь Бектау-Ата, красивейший вулканический массив. В западной части Казахстана находится некогда самое крупное озеро страны — Аральское море. Некогда, потому что за последние 30 лет оно практически полностью высохло из-за чрезвычайно активного использования речных вод. Сегодня Аральское море распалось на несколько отдельных водоемов, а пересохшие территории превратились в мертвую пустыню. По-своему уникальная местность.
Кроме живописных водоемов, в Казахстане есть несколько потрясающих национальных парков и природных заповедников. Чарынский каньон — один из них. Ущелье, длинной более 150 километров, на протяжении миллионов лет образовывала река Чарын, и сегодня здесь просто космические ландшафты, способные поспорить с самим Гранд Каньоном. Неподалеку от границы с Китаем находится национальный парк Алтын-Эмель, самый крупный в стране. Здешние пейзажи также завораживают своей красотой и уникальностью. Особняком стоит так называемый поющий бархан — огромная песчаная дюна, длинной более 3 километров. Его особенностью является звук, похожий на звучание органа, который бархан издает под воздействием ветров. Аксу-Жабаглинский заповедник в свою очередь расположен на юге. Здесь проживает более 3000 видов флоры и фауны, многочисленные горные реки, озера, а также водопады и луга.
Около сотни километров на север от Алматы есть еще одно знаковое место — это петроглифы Тамгалы-Тас. Ущелье с отвесными скалами, изрисованными древними рисунками времен Бронзового века, выполненные вероятно ранними кочевниками.
Наконец, говоря о Казахстане, нельзя не упомянуть о месте, которое досталось стране в наследство от времен СССР, а сегодня оформлено в долгосрочную аренду РФ. Тем не менее, легендарный космодром Байконур находится именно на территории Казахстана. И именно отсюда в космос был запущен первый человек. Конечно, это объект с особой охраной и достаточно сильно удален от остальной цивилизации. Однако, сегодня Байконур можно посетить в качестве туриста, и, если у вас вдруг появится такая возможность, то ею абсолютно точно нужно воспользоваться. Действительно уникальные впечатления здесь обеспечены.
Рынок мобильной связи в Казахстане развивается впечатляющими темпами. Согласно статистическим данным, количество активных сим-карт в стране почти в 2 раза превышает численность населения. Сегодня в Казахстане действует шесть крупных мобильных операторов, однако по-настоящему всеохватывающих можно выделить четыре — Kcell, Altel, КаР-Тел (Beeline) и Tele2. Последняя компания, впрочем, заметно проигрывает конкуренцию первым трем гигантам.
Самое большое и качественное покрытие у оператора Kcell, хотя за пределами населенных пунктов, посреди степи или пустыни, и у этой компании связь может достаточно хромать. Тарифы уменьшаются по мере ухудшения покрытия и качества связи. Соответственно у Kcell тарифы самые высокие, а у Tele2 — наоборот.
Тарифы:
Kcell — 5 USD за безлимит внутри сети, 350 минут на звонки другим операторам, 20 Gb интернета.
Altel — 4 USD за безлимит внутри сети, 300 минут на звонки другим операторам, 15 Gb интернета.
КаР-Тел (Beeline) — 6 USD за безлимит внутри сети, 350 минут на звонки другим операторам, 30 Gb интернета.
Tele2 — 3,5 USD за безлимит внутри сети, 220 минут на звонки другим операторам, 18 Gb интернета.
Сим-карты продаются во многих местах, от аэропортов, вокзалов, и до супермаркетов и ларьков. Можно купить и непосредственно в офисах мобильных операторов. При покупке иностранным туристам достаточно предъявить паспорт. С пополнением счета тоже проблем никаких — проще всего это сделать онлайн на сайте оператора, или оформить пополнение в магазине или мобильном терминале, которые рассыпаны по всем городам.
В больших городах и туристических центрах, почти в каждом заведении или отеле можно поймать достойный и свободный Wi-Fi. Конечно, если планируете много ездить по окрестностям и природным достопримечательностям, то там без мобильного интернета уже не обойтись.
Хоть это и не новость, но все же — словарь или разговорник казахского языка вряд ли вам понадобится. В Казахстане практически все и везде отлично понимают русский, так что с коммуникацией проблем не возникнет.
Запасайтесь наличкой, особенно если отправляетесь в путешествие по природным достопримечательностям. За пределами больших городов могут быть проблемы с банкоматами и терминалами.
Все заповедные территории имеют свою отдельную плату за вход. Ничего необычного, но будьте внимательны и остерегайтесь мошенников. Нередко бывают случаи, когда оплата производится людям, не имеющим никакого отношения к паркам, и соответственно деньги уходят в никуда.
Казахи не самый пунктуальный народ, так что будьте готовы к опозданиям и задержкам, если назначили встречу или пришли на какое-то мероприятие.
Все туристы знают, что в Казахстане самые популярные блюда готовятся из конины, но не все рискуют их попробовать. И это очень зря! Ведь казахи готовят конину, как никто, и вся местная кухня стоит вашего безоговорочного внимания.
Если вы собираетесь в Казахстан впервые, и не можете решить — куда же именно лететь, то смело отправляйтесь в Алматы. Именно вокруг этого города сосредоточено максимальное количество крутых локаций, так что, даже если у вас будет не очень много времени, в Алматы и окрестностях вы точно проведете время незабываемо.
Весь Казахстан за один присест не получится посмотреть, как бы вы не старались. Впрочем, за два или три раза, это вам тоже вряд ли удастся. Расстояния здесь исчисляются в тысячах километров, так что, если вы, конечно, не прилетели на один день на деловую встречу, по стране нужно будет поездить, чтобы хоть мало-мальски что посмотреть.
Аренда автомобиля в Казахстане — не очень популярная услуга. Так что найти ее можно только в больших городах. В населенных пунктах поменьше такие компании встречаются редко, а если и есть, то с довольно скудным автопарком. Причина слабого распространения проката авто в очень больших расстояниях. Все-таки, чтобы вдоволь поездить стране, нужно будет потратить не одни сутки за рулем, а к этому готовы только самые большие автолюбители. Большинство же для перемещения по стране пользуется услугами авиакомпаний, железной дороги и частных перевозок, о которых речь пойдет дальше. Условия же проката достаточно стандартные. При себе нужно иметь паспорт, водительское удостоверение и достаточную сумму для залога (или кредитную карту). Возраст водителя должен быть больше 21 года. Стоимость аренды от 50 долларов в сутки. Стоимость бензина, зато, в Казахстане одна из самых низких в мире — всего 0,4 — 0,5 доллара за 1 литр.
Самым удобным и практичным, но далеко не самым дешевым, способом передвижения по стране здесь являются авиаперелеты. Учитывая огромные расстояния, переезды из одного города в другой поездом или автобусом занимают многие часы, а то и несколько дней. Самолеты соединяют все основные города Казахстана. Всего здесь 22 аэропорта, так что добраться можно практически в любую точку страны. Главной авиакомпанией, осуществляющей внутренние перелеты, является Air Astana. Однако, цены на авиабилеты немного кусаются — от 80 долларов в одну сторону. Такая политика объясняется относительно небольшой загруженностью внутренних рейсов.
Железные дороги — самый популярный транспорт в Казахстане среди местного населения. Билеты на поезда значительно дешевле, чем на самолеты, плюс ко всему — «железка» соединяет больше населенных пунктов, в том числе и маленькие. Билеты лучше покупать заранее, через казахстанские сайты онлайн, так как в кассах их может уже не быть в наличии. Самые крупные города, как Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Павлодар или Атырау, соединяют специальные скоростные поезда, которые помогают сэкономить достаточно солидное время в дороге. Они развивают скорость до 350 км/час и стоят дороже обычных в 3 — 4 раза, но это вполне оправданная плата за комфорт.
Автобусное сообщение в Казахстане распространено преимущественно в региональных масштабах, то есть от больших городов к маленьким, в рамках отдельной области. Между большими городами автобусы тоже ходят, но пользуются меньшим спросом. К примеру, из Нур-Султана в Шымкент (а это, по сути, вся страна с севера на юг) автобус идет около 25 часов, и покрывает за это время более 1,5 тысячи километров. Цены, зато, на автобусы немного дешевле, чем на поезда, что привлекает бюджетных туристов. Большинство автобусных перевозок в Казахстане отданы на откуп частникам, так что расписание, пунктуальность и стоимость билетов здесь совсем не фиксированные и достаточно гибкие.
Что касается транспорта в городах, то здесь все устроено очень схожим образом на большинство стран, выходцев из СССР. По городам курсируют автобусы, трамваи, троллейбусы и маршрутные такси. За последние годы в Казахстане появилось много онлайн-сервисов такси — Uber, Яндекс.Такси, Indriver, Апару и прочие, которые практически вытеснили с рынка всех остальных. Метрополитен в Казахстане — редкость, так как он есть только в одном городе — Алматы. Открыт он был совсем недавно, только в 2011 году, и состоит из одной ветки и девяти станций.
Казахстан — девятая в мире страна по площади, так что прежде, чем отвечать на вопрос «Как добраться?», нужно разобраться — куда именно вам нужно. Как упоминалось уже выше — у Казахстана около 7 тысяч километров общей границы с РФ, так что сообщение между этими странами налажено очень хорошо, плюс ко всему сказывается наследство длительного существования в составе одного государства.
Самым крупным аэропортом Казахстана является Международный аэропорт Алматы (ALA). Он занимает первое место в стране по загруженности и интенсивности как международных, так и внутренних перелетов. Аэропорт Алматы — один из хабов крупнейшей казахской авиакомпании Air Astana, которая осуществляет большинство международных рейсов, в частности в Москву и Санкт-Петербург. Кроме того, из РФ сюда можно добраться прямыми рейсами авиакомпаний S7, Аэрофлот и Ural Airlines. Длительность перелета в южную столицу Казахстана составит 4,5 — 5 часов.
Если Алматы больше популярен среди туристов, то столичный аэропорт — центр делового сообщения. Переименованный в 2017-м году, аэропорт Нурсултан Назарбаев (NQZ) соединяют с РФ прямыми рейсами те же авиакомпании — Air Astana, S7 и Аэрофлот. Длительность перелета из Москвы — 3,5 часа.
Кроме как в двух главных городах страны, в Казахстане есть еще несколько международных аэропортов помельче. В частности, стоит упомянуть два приморских аэропорта — на берегу Каспийского моря. Находятся они в городах Атырау и Актау. В основном они используются для внутренних перелетов, однако каждый из них также принимает прямые рейсы из Москвы, выполняемые авиакомпанией Аэрофлот.
Есть еще международный аэропорт Шымкент, на юге Казахстана, куда летают рейсы S7 и Аэрофлота в Новосибирск и Москву соответственно. Но это уже для тех, кому надо именно точечно в Шымкент. Для туристов и отдыха он все же мало пригоден.
Ну а кроме авиации, в Казахстан можно попасть на автомобиле или автобусе. Здесь уже раздолье намного больше, сообщение есть с очень многими городами, в том числе и с множеством приграничных населенных пунктов. Смотря откуда и куда именно вам нужно, все-таки 7-тысячная граница способствует богатому выбору.
Представляем Вашему вниманию подборку самых необычных отелей мира по версии tourweek...
Предлагаю поближе познакомиться с некоторыми из тех мест, которые в свое время послужили источником вдохновения для невероятных историй..
В Швеции недалеко от въезда в аэропорт Stockholm-Arlanda находится уникальная гостиница Jumbo Hostel, расположившаяся в списанном лайнере Boeing-747-200...
«Больше путешествовать» – для многих желание №1, а второе место справедливо должно занимать «найти идеального попутчика» для путешествия..
Самые необычные гостиницы для любителей животного мира в разных странах мира. Подборка из 6 необычных отелей для любителей животных..
Akodessewa Fetish Market признан крупнейшим фетиш рынком в мире, местом, где практикующий Вуду может найти все, что нужно для своих ритуалов...
Не всем известно, что Северной Корее принадлежит и первый в мире плавучий отель. Как началась его история в Австралии и чем закончилась в Северной Корее – читайте в нашем посте.
Попугаи Ара из тропического леса Амазонки в Перу очень любят поедать… глину. Они собираются в больших количествах на открытых берегах реки, чтобы клевать грязь, создавая ослепительное зрелище, которое приезжают посмотреть тысячи туристов каждый год.