Гора Эльбрус – главная достопримечательность региона Приэльбрусье в республике Кабардино-Балкария и самая высокая точка Европы. В 2008 году в ходе голосования россиян Эльбрус вошел в числе «Семи чудес России».
Название горы, вероятно, происходит от слова на фарси, означающего «блестящий», «сверкающий». Эльбрус является спящим вулканом, последнее его извержение произошло около 2 000 лет назад.
Его две вершины, образовавшиеся в результате извержений, почти равны по высоте: западная 5642 м, восточная 5621 м. Первое успешное восхождение на вершину Эльбруса датировано 1829 годом.
Необязательно подниматься на вершину, чтобы ощутить бесконечное величие уснувшего великана: можно полюбоваться на него из уютного местного кафе или подняться на гондольном подъемнике по одному из склонов, чтобы оказаться в царстве зимы на высоте более 3000 метров над уровнем моря.
Даже в июне, когда столбик термометра на юге России поднимается до 30 градусов Цельсия, на склонах огромной горы царит марсианский пейзаж в сочетании со снежной феерией.
5 апреля 2021
Зона катания "Эльбрус"
Особенностями катания на Эльбрусе является его «высокогорность» и «фрирайдовость». Обе вершины этого потухшего вулкана (восточная и западная) практически круглый год покрыты снегом и льдами, что позволяет кататься на некоторых отдельных участках склона Эльбруса практически весь год .
Нижняя точка курорта Эльбрус – поляна Азау (2300 м), где расположены посадочные станции подъемников, гостиницы, несколько кафе и базарчик с сувенирами. На поляне Азау заканчивается автомобильная дорога, проложенная по Баксанскому ущелью, имеется автостоянка.
Схема трасс Эльбруса
С Азау можно подняться на современном гондольном подъемнике (называемом в народе «француженкой») или винтажном советском маятниковом подъемнике до станции Кругозор (3000 м).
Параллельно канатным дорогам проложена довольно протяженная трасса Азау, подходящая для уверенных новичков и хорошо катающихся лыжников и сноубордистов. В нижней части трассы есть бугель для начинающих.
От Кругозора теми же двумя способами (на «француженке» или «маятнике») можно подняться на станцию Мир (3500 м). Трасса «Мир» - основная зона катания горнолыжного Приэльбрусья.
По сути, это сразу три подготовленные ратраками трассы и масса вариантов параллельного внетрассового катания. Уклон трассы «Мир» не слишком сложен, но ее протяженность около двух километров, и проехать всю трассу без остановок новичкам будет сложно.
От Мира до так называемых «Бочек» (старого альпинистского приюта в форме цилиндров, похожих на бочки), расположенных на высоте 3780 м, можно доехать на одноместной кресельной дороге Гара-Баши.
Эта креселка не пользуется популярностью, так как работает не всегда, общий абонемент на нее не распространяется (платить надо на месте канатчику, в мае 2015 года стоимость катания была 300 рублей), движется она невероятно медленно, а трасса Гара-Баши довольно короткая.
Зато креселкой Гара-Баши удобно пользоваться альпинистам перед или после восхождения на Эльбрус.
На Гара-Баши комплекс подъемников Эльбруса заканчивается, но все желающие могут подняться на снегоходе или ратраке до скал Пастухова (4600 м), названных в честь первого восходителя на обе вершины Эльбруса, топографа Андрея Пастухова в 1890 году.
Со скал Пастухова открывается великолепный вид на горы Главного Кавказского хребта (Шхельду, Когутай, Ушбу и другие), за которыми начинается грузинская Сванетия, а вершины Эльбруса кажутся обманчиво близкими. Отсюда легко можно спуститься до «Бочек» и ниже на лыжах или сноуборде.
Стоимость подъема на ратраке составляет 500 рублей, но можно пробовать «договориться» с водителем («договориться» в целом часто используемая опция Приэльбрусья).
Эльбрус предоставляет массу вариантов для внетрассового катания, но категорически НЕ рекомендуется заниматься фрирайдом без местных опытных гидов, знающих особенности рельефа и расположение многочисленных трещин, куда регулярно попадают невезучие фрирайдеры (и дело далеко не всегда заканчивается хэппи-эндом).
Схема подъёмников Эльбруса
Характеристика горнолыжных трасс и подъемников Эльбруса
Высота 2300-4600 метров (до скал Пастухова)
Протяжённость подготовленных трасс различной степени сложности около 8 км, плюс внетрассовое катание. Максимальный перепад высот 2300 м.
Работают два комплекса канатных дорог – новый и старый.
Новый комплекс подъёмников (восьмиместный подъемник гондольного типа) включает две очереди: 2350 м-3000 м и 3000 м-3500 м.
Старый комплекс (маятниковый подъемник, вмещает 20-25 человек) включает две очереди: 2350 м-3000 м и 3000 м-3500 м. Его очереди параллельны новому комплексу, но скорость подъема значительно ниже, плюс функционируют всего два подъемника на каждой очереди.
Однокресельная дорога "Гара-Баши" (3500-3750) поднимает к «Бочкам». Действует собственный абонемент, можно оплачивать на месте канатчику.
Когда ехать?
Горнолыжный сезон на Эльбрусе самый продолжительный в России, в каком-то смысле здесь можно вообще кататься круглый год (если подниматься выше уровня «Бочек»). Основная трасса «Мир» обычно пригодна для катания с ноября по май.
Стоимость абонемента на новый гондольный подъемник (кстати, в их ближайших планах запустить третью очередь «Мир»-«Бочки») 1300-1500 рублей, есть небольшие скидки при покупке абонемента на несколько дней подряд. Можно приобрести ски-пасс на полдня или на разовый подъем (актуально для альпинистов и туристов выходного дня).
Гора Эльбрус входит в список «Семи вершин мира» (который состоит из самых высоких гор в каждой части света), поэтому круглый год его вершину штурмуют группы альпинистов со всего света. С каждым новым сезоном количество иностранных туристов, стремящихся потоптать высшую точку Европы, только увеличивается.
Восхождение возможно на любую из двух вершин Эльбруса, варианты подхода тоже отличаются. Ключевые этапы/ориентиры при восхождении: «Бочки»-скалы Пастухова-«косая полка»-седловина-вершина.
При подъеме вам не потребуется демонстрировать высший пилотаж из техники скалолазания или альпинистского арсенала – к вершине ведет пологая, широкая и бесконечно долгая тропа, где каждый шаг из-за большой высоты дается с большим трудом.
Залогом успеха служит хорошая акклиматизация и качественная экипировка – финальный подъем обычно проходит ночью, а на вершине часто очень холодно и дует сильный ветер.
И хотя покорить вершину Эльбруса каждый сезон удается сотням и тысячам восходителей, параллельно растет и печальный список жертв горы, в который входят и новички, и профессионалы с многолетним опытом. Эльбрус ежегодно доказывает, что горы, тем более такие серьезные, никогда нельзя недооценивать: ошибка может стоить слишком дорого.
Если обычные восходители готовятся перед попыткой подъема на склонах горы в течение 8—10 дней, то участники соревнований по скоростному забегу (!) на вершину Red Fox Elbrus Race способны сделать это за три часа. Удивительные подробности о регулярно проводимых соревнованиях этих сверхлюдей здесь: elbrus.redfox.ru
5 апреля 2021
Как добраться до Эльбруса
Способы как добраться к подножию Эльбруса из разных городов России описаны здесь.
Чтобы оказаться максимально близко к склонам горы, Вам следует добраться до поляны Азау, где есть гостиницы, кафе и прочая необходимая инфраструктура. Для этого просто никуда не сворачивайте с трассы, проложенной по Баксанскому ущелью: перед поляной Азау она просто закончится.
Можно также остановиться в поселке Терскол, расположенном на трассе в 4 км не доезжая поляны Азау.
Mar Sem Fim («Бесконечное море») - бразильская яхта, которая потерпела крушение и впоследствии замерзла во льду в бухте Максвелл в Антарктиде, примерно в 1200 км к югу от Южной Америки.
Человечеству свойственно подчинять себе природу, пользуясь ее благами. Разумеется, если нам нужна дорога куда-то, мы молча ее прокладываем. Русла рек и большие расщелины не преграда, ведь всегда можно построить мост.
Кратер Аль-Вахаба (Аль-Ваба) расположен в пустыне Саудовской Аравии, в 254 км от города Эт-Таиф, на западном краю базальтового плато Хафер Кишб, которое содержит множество вулканических кратеров.
Чем отличается Арктика от Антарктики или Антарктиды? Многие из читателей этой статьи, наверное, сходу и не ответят на вопрос в чём разница? Одно, конечно же, понятно всем – и там и там холодно, много снега и айсбергов…