Позиционирование России как единой страны на выставках, в прессе, в рекламе продвинет её в туризме
Сколько должна стоить электронная виза в Россию, почему надо платить за «зимних» иностранных туристов, считаемся ли мы «дешёвой» страной и почему пора перестраивать практику продвижения России на зарубежных выставках...
Об этом и на другие вопросы ответит Светлана Гаевич, директор UTS Russia (входит в десятку крупнейших российских туристистических агентств).
- Впервые в истории туризм позиционируется как экспортно-ориентированная отрасль, и государство готово поддержать тех, кто будет привлекать иностранных туристов. Какие перемены Вы уже видите?
- Мы рады, что туристическая отрасль, наконец, поставлена «на экономические рельсы», как это происходит во многих странах мира, где въездной туризм является одной из ведущих сфер экономики. Надеемся, что спустя какое-то время эффект будет такой же. «Ветра перемен» уже ощущаем и определенное движение в правильную сторону – видим. У нас уже были контакты с Министерством экономического развития, и мы надеемся, что они продолжатся и в дальнейшем. Отрадно уже то, что в профильном ведомстве хотят слышать тех, кто работает посредственно с иностранным клиентом.
- Сегодня много говорят об электронных визах. Насколько такой инструмент может усилить конкурентоспособность РФ как туристического направления? Сколько она должна стоить? И должна ли быть вообще платной?
- Электронная виза однозначно усилит наши позиции на международном рынке. Возможно, на первом этапе электронная виза «взорвёт рынок» и спустя какое-то время всё будет работать как надо. В качестве примера приведу Индию, которая также ввела электронные визы. Поначалу всем было сложно, потом освоились.
Что касается стоимости визы, то виза, конечно, должна быть платной: оплата является подтверждением того, что турист действительно готов приехать. Стоимость российской электронной визы в диапазоне от 30 до 50 долларов – вполне приемлемая планка.
На что хотелось бы обратить отдельное внимание наших властей при разработке положений об электронной визе – это на срок её действия. Так, с начала июля 2019 года по электронной визе можно будет въехать в Калининградскую область на 8 дней. Но есть туристы – а это, например, индийцы или организованные группы европейцев, для которых 8 дней в России – достаточный срок. Они предпочитают путешествовать по нашей стране от 8 дней и больше, чаще всего это 2 недели. Этот фактор стоит учесть.
- Электронная виза поможет увеличить количество возвратных туристов?
- В перспективе, да. По факту тех иностранцев, кто, скажем, побывал в Санкт-Петербурге, а через полгода собирается в Москву, очень мало, и, в основном, это европейцы. Но если электронная виза будет многократной или, скажем, хотя бы двукратной, то да, это поможет большему числу туристов вернуться в Россию ещё раз.
- UTS Russia имеет большой опыт работы на международных выставках. На что стоит обратить внимание в вопросе организации представления российского продукта за рубежом?
- На наш взгляд, есть основное препятствие в продвижении России – это то, что можно назвать пережитком прошлого. Это позиционирование России как целой и единой дестинации и как отдельно взятых регионов. Этот «разнобой» очень заметен на многих зарубежных туристических выставках. Бывает, заходишь в зал и видишь, что российский туризм представлен стендами Москвы, Петербурга, Татарстана и ещё многими регионами. Иностранцам – поверьте, мы знаем, о чём говорим – сложно в этом разобраться.
Такую верную, с нашей точки зрения, презентацию страны нужно менять. Россия должна звучать громко, как единое и целое туристическое направление – везде: на выставках, в прессе, в рекламе. И у российских регионов должна быть какая-то здоровая «конкуренция» друг с другом, ведь мы все вместе делаем одно дело. Возможно представить, чтобы мы, работая, скажем, на стенде Москвы на выставке в Берлине, рассказали и о других регионах России. Начинать надо с главного, с России в целом, а затем уже более подробно углубляться в особенности региональных турпродуктов.
Пока что продвижение России на зарубежных выставках выглядит как представление интересов феодальных раздробленных княжеств. Для России важно просто приехать на выставку (а это, кстати, стоит больших денег) и выступить на ней правильно. Здесь принципиально всё: каждая грамотно оформленная деталь, каждая информационная составляющая. Всё падает в общую копилку. И то, что сейчас разобщено, надо объединить.
И это должно быть работой государственных офисов по туризму и нанятых агентств, которые сейчас часто представляют российские интересы на зарубежных выставках, и порой плохо понимают, что к чему в российском туризме. Это серьёзная работа, которая требует комплексного подхода.
И ещё одно – в любых значимых зарубежных мероприятиях нужны совместные усилия регионов, отелей, DMC-компаний. Регион, который едет на выставку, должен брать с собой DMC. Мы, выезжая на зарубежные мероприятия, приглашаем с собой отели – и так далее. Такая синергия принята в международной практике.
- Если говорить о практике UTS Russia, на каких зарубежных рынках позиции компании сегодня наиболее сильны? Сколько иностранных туристов Вы привезли в Россию в 2018 году?
UTS Russia уверенно занимает свою нишу на рынке организованного въездного туризма. По въездному потоку мы в входим ТОП-5 туроператоров, возможно, даже в четвёрку ведущих. Если о цифрах, то в 2018 году мы приняли порядка 50 тысяч иностранных туристов, включая и тех, кто приехал на ЧМ-2018.
При этом поток иностранцев через UTS растет на 25-30% ежегодно. Такой динамичный прирост нам обеспечивает постоянная работа на таких рынках, как Индия, Ближний Восток, Япония.
- Какие тренды во въездном туризме России сейчас заметны? Помог ли России с продвижением ЧМ-2018?
- Среди значимых трендов отмечу один: в Россию стало ездить больше европейцев. Многие поняли, что всё «страшно». В этом плане, безусловно, сработал Чемпионат мира по футболу: всем, кто приезжал к нам, всё очень понравилось.
Если мы запустим электронную визу в 2020 году, когда Санкт-Петербург будет принимать матчи Евро-2020, то это будет большим стимулом для европейцев приехать в Россию.
- Турция, которая приняла 40 миллионов туристов, равняется сейчас на количество туристов и на тех гостей, кто потратит менее 1 тысячи долларов США. А какой турист нужен России? Каким Вам видится портрет «идеального интуриста»?
- У нас все туристы идеальные. Мы можем отказать в приёме тем, кто готов приехать за совсем скромные суммы. Это 200-250 евро за пакетный тур. Конечно, хотелось бы, чтобы каждый пакетный тур был менее 800-900 евро, но такие времена, когда к нам за такие деньги ехали британцы и американцы, прошли. Сегодня мы берём количеством. Кстати, как нам говорят сами иностранцы, они выбирают Россию, поскольку считают её дорогим направлением.
- Это плохо или хорошо?
- Это нормально. Наверно, для них мы таковы. Да, есть клиенты, у которых осталось предубеждение, что Россия – это дорогая страна. Но всё больше тех, кто говорит, что Москва или Питер дешевле, чем Рим и Париж. И это одно из наших преимуществ. Такое позиционирование – нормально, ведь в конечном итоге оно работает на нас.
- Стабильный туристический поток в Россию сейчас идёт примерно из 70 стран мира. Какие страны в UTS Russia видят наиболее перспективными въездными рынками?
- Я уже упомянула Европу, турпоток из которой в Россию сейчас на определенном подъеме. Интерес к России у европейцев растёт. Важно, что Франция, Германия, Голландия – это «поточные» и возвратные рынки. И всё же из Западной Европы вряд ли стоит ожидать 30%-ного роста турпотока. Возможно, нам стоит сейчас присмотреться к Восточной Европе, например, к Польше, где сейчас всё плохо с экономикой.
Из перспективных рынков ещё назову Израиль. По отзывам коллег из других стран, например, Греции, у них очень хорошо растёт поток из Израиля. Добраться до нас израильтянам составляет труд – у Израиля есть авиасообщение со многими российскими городами. Важно ещё и то, что израильские туристы – качественные гости, это культурные клиенты, у них почти всегда очень насыщенная программа пребывания в России.
Конечно, стоит забывать и про Индию с Китаем. Это большие рынки сами по себе. Наконец, страны Персидского залива — наше давнее и перспективное открытие. Обязательно стоит присмотреться и к Таиланду. У России здесь хорошие перспективы.
- Государство обещало субсидии туроператорам: 5 тысяч рублей за каждого иностранного туриста. Это достаточная сумма?
- На самом деле каждый рынок требует разных усилий и вложений, и суммы здесь в пересчёте на среднего туриста тоже должны быть разные. Но за кого бы я точно посоветовала государству заплатить туроператорам, так это за туристов, которые приедут зимой.
Смотря на привлекательные цены в этот низкий период, достаточно просто привлечь иностранцев в Россию именно зимой. Поэтому зимний въездной туризм надо специально стимулировать – и без поддержки государства сделать это просто.
- Практически все российские регионы заявляют, что они готовы к приёму иностранцев. Как оценивают их готовность профессионалы въездного рынка?
- С регионами работать приятно и всегда просто. Есть продвинутые регионы, например, Сочи, где есть всё, что нужно интуристу на 2-3 дня. Легкая экскурсионная программа, природа, транспортная и отельная инфраструктура.
На Сочи в определённом смысле можно равняться: всем регионам нужна хорошая инфраструктура, отели категории 4-5 звёзд, интересные и аутентичные объекты показа.
Если говорить о готовности регионов к приёму иностранных гостей, то здесь можно взять 11 городов, где проходили матчи ЧМ-2018. Да, эти регионы готовы, они интересны. В этот список также можно добавить Алтай, Мурманск и Транссиб как отдельный турпродукт.
- Такой ограниченный выбор регионов, куда можно привезти иностранцев?
- Это как раз плохо. На данном этапе ограниченный выбор регионов работает как сдерживающий нужную конкуренцию фактор, который позволяет регионам развиться, создать свою собственную «базу» для потока иностранцев.
Нам нужно постепенное, параллельное движение по многим направлениям: развитие инфраструктуры, внедрение новых стандартов сервиса, продвижение России как единого бренда – всё. И всё это должно идти в ногу с визовыми послаблениями.
Посмотрим, как зайдёт в этом году Калининград с электронными визами. Потом Евро-2020. Когда новый визовый механизм заработает, появится новая практика для обсуждения. Мы в свою очередь, готовы к диалогу и по визовой теме, и по инвестициям в отрасль с Минэкономразвития и со всеми заинтересованными сторонами.