Что нужно для раскрутки Чукотки как туристического бренда
Туроператоры оценили текущую востребованность Чукотки у российских и иностранных организованных туристов и назвали факторы, стимулирующие и тормозящие туристический спрос на этот самый восточный регион России...
Чукотка одной из первых в России получила свой «Туристский паспорт». В рамках этого проекта аналитики Национальной ассоциации финансовых исследований (НАФИ) проанализировали туристическую привлекательность региона и назвали перспективные, по их мнению, направления туризма Чукотки: это экотуризм и туры к природным достопримечательностям, круизный и оздоровительный туризм.
Как говорится в материалах НАФИ, в регионе есть богатые природные ресурсы, которые позволяют развивать виды туризма, характерные для территорий Арктической зоны; уникальная флора и фауна, условия для развития морских круизов с наблюдением за дикими животными в природных условиях. По мнению НАФИ, все это способствует привлекательности туристических продуктов и развитию въездного туризма.
Туристический бренд территории, специфика местного климата, высокая стоимость авиабилетов осложняют работу туроператоров по Чукотке
Туроператоры рынка внутреннего туризма в целом соглашаются с оценками НАФИ относительно уникального туристического потенциала Чукотки. Однако по факту мало кто из туроператоров предлагает туры в этот регион. По мнению участников рынка, такая ситуация сложилась по нескольким причинам.
Во-первых, Чукотка сегодня находится «в информационной тени» – как для туристов, так и для туроператоров.
«Чукотка, как и любой другой регион России, имеет свой туристический потенциал и чётко выраженную идею турпродукта и туристического бренда территории. Как, например, имеет все это конкурент Чукотки – Камчатка, которая позиционируется как «страна чудес». Как направление Камчатка имеет мощный бренд, о нём знают, туда мечтают приехать. О Чукотке знают мало – и туристы, и туроператоры», – считает эксперт Сергей Ромашкин.
Вторая причина, о которой говорят участники рынка, это короткий сезон для путешествия на Чукотку, помноженный на специфику местного климата, что делает практически невозможными групповые заезды.
«Это зона Арктики, 9 месяцев зимы. Среднегодовая температура: от -4 до -10 градусов ниже нуля. Здесь разная погода, с дождями и туманами весной и летом, редко бывают очень сильные ветры. Сборные туры в такой короткий сезон по какому-либо графику на Чукотке сделать очень сложно», – поясняют специалисты туроператора ICS Travel Group.
Третий фактор, осложняющий работу туроператоров – это удаленность Чукотки, следствием которой является высокая стоимость авиабилетов. Больше всего рейсов из Москвы прилетает в Анадырь: летом это 4 рейса в неделю, зимой – 2 раза в неделю. Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты авиалинии «ЧукотАвиа», что делает этот аэропорт основным по «разлетке» по этой арктической территории.
Кроме Анадыря, московские рейсы прилетают в Певек, самый северный город России. Но из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолёты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь.
2-3 раза в неделю выполняются рейсы из Магадана в Билибино. Отсюда по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, и 1 раз в 2 недели – самолётом в Анадырь.
Кроме того, в летний сезон из Анадыря вдоль побережья курсирует теплоход «Капитан Сотников». Как поясняют в ICS Travel Group, расписание его рейсов появляется только в начале июня, поэтому включать его в турпакеты заранее (а туры на Дальний Восток всегда имеют большую глубину бронирования) невозможно. При этом стоимость билета на теплоход примерно равна стоимости авиабилета от Анадыря до Москвы.
Туроператорам, работающим с массовой аудиторией, при таких ценах Чукотка как продукт не нужна
По данным туроператоров, в июле 2019 года стоимость перелёта в Анадырь из Москвы и обратно на 1 человека обойдётся в сумму от 54 тысяч рублей. И если билеты в Анадырь ещё можно найти в продаже, то билеты в Певек – с трудом, хотя их стоимость начинается от 30 тысяч рублей в одну сторону.
Высокую стоимость билетов на чукотском направлении и долгий перелёт туроператоры называют главными факторами, которые делают практически доступной поездку на Чукотку для российского туриста.
«Чукотка – это массовое направление, это крайне специфический регион с очень высокой себестоимостью турпродукта. Каждый может позволить себе потратить около 300 тысяч рублей на 2х на поездку в этот край. К тому же существенный фактор «сложности» данного направления – погодные условия и полётная программа. Если до Анадыря ещё можно приобрести билеты, то до пункта назначения на Чукотке – уже проблематично. Редко требуется выжидать погоды неделю, а то и больше», – поясняют представители национального туроператора АЛЕАН.
Сегодня в продаже АЛЕАН предлагаются 5 экскурсионных туров по данному направлению. Минимальная стоимость программ без перелёта – от 100 тысяч рублей на 5 дней (тур «Знакомство с Чукоткой»).
Как говорит Юлия Высоканова, управляющий партнёр «Мультитур», с учётом долгого перелёта из Москвы только до Анадыря при таких дорогих авиатарифах на Чукотку могут отправиться лишь считанные единицы туристов, самые преданные поклонники экстремального туризма. «Туроператорам, работающим с массовой аудиторией, при таких ценах Чукотка как продукт не нужна. На неё нет спроса», – отмечает топ-менеджер.
Чукотка – это узкая ниша, экстремальный туризм
С коллегами, работающими на внутреннем рынке, в оценке спроса на Чукотку соглашаются туроператоры рынка въездного туризма. Как говорит заместитель генерального директора туроператора «Академсервис» Александр Курносов, интерес к этому направлению у иностранных туристов есть. «Чукотка – это узкая ниша, экстремальный туризм. К тому же сложная логистика и дорогие авиабилеты сужают её ещё больше. Поэтому аудитория этого направления изначально очень ограничена, как такового спроса нет», – считает он.
О том, что Чукотка в понимании иностранцев – это «где-то далеко, может быть, даже не нашей планете», говорит PR-директор UTS Group Михаил Дмитриев. По его словам, до Чукотки иностранцу крайне тяжело добираться: из тура в РФ на 7 дней, как минимум, 1-2 дня уйдут только на дорогу самолётом.
«Дорого добираться, дорого жить. Заявленные цены на услуги соответствуют тому качеству, которое ожидают за эти деньги зарубежные гости», – подчеркивает эксперт.
Чукотка в самой России может быть интересна именно индивидуальным туристам, иностранным туристам из Японии, Кореи есть уникальная возможность познакомиться с дикой природой
По мнению Владимира Лутова, генерального директора туроператора «Мастерская Путешествий», Чукотка в самой России может быть интересна состоятельным путешественникам, которые увлекаются приключенческим и экстремальным туризмом, и которые готовы платить большие деньги за комфорт: например, оплатить аренду вертолёта, чтобы добраться до нужных мест. Эксперт также обращает внимание, что в силу специфики региона на Чукотке всё заточено на приём именно индивидуальных туристов.
Что касается иностранцев, то Сергей Ромашкин из «Дельфина» полагает, что Чукотка будет больше интересна туристам из ближайших к ней стран. В качестве примера он приводит Владивосток, который пользуется спросом у японских и корейских туристов.
«Если вынести за скобки стоимость перелёта из Москвы, вряд ли среднестатистический турист даже при доступных билетах готов лететь на Чукотку 9-10 часов. Как показывает практика, с экскурсионными целями туристы готовы потерпеть перелёт на 2-3 часа. Так что Чукотке стоит привлекать туристов именно с такой дальностью перелёта. Это Япония, Корея и даже Аляска. Российский регион может предложить, например, азиатским туристам уникальную возможность познакомиться с дикой природой. Это экспедиционные туры, приключенческий туризм», – говорит он.
Доступная цена на авиаперелёт, увеличение количества рейсов в сезон, а также качественная база объектов размещения помогут раскручивать Чукотку дальше
Туроператоры рассказали, на каких моментах для реализации туристического потенциала стоит сфокусироваться властям Чукотки. Как говорят эксперты, важно понять, на какую аудиторию будет позиционироваться продукт. Нужна и доступная цена на авиаперелёт, и увеличение количества рейсов в сезон, а также качественная база объектов размещения.
По мнению участников рынка, нужно разработать «брендовый» маршрут региона с нормальной инфраструктурой и обкатать его вместе с туроператорами. Если этот маршрут состоится, то можно попытаться найти среди туроператоров консолидатора, кто бы взялся раскручивать Чукотку дальше.