Важно знать: при задержке рейса
Какие законы регулируют права и обязанности авиакомпании, на что рассчитывать при задержке рейса, как получить денежную компенсацию от перевозчика – мы собрали самую важную информацию в формате «вопрос – ответ»:
Какие законы регулируют права и обязанности авиакомпаний
Это случилось – рейс задержан.
Первое, что нужно сделать, – успокоиться. В любом случае у вас есть час или два, чтобы разобраться в хитросплетениях правового поля.
Если задержан внутренний рейс (по РФ), ответы на вопросы ищите в Федеральных авиационных правилах (ФАП), Воздушном кодексе РФ и не забывайте о правах потребителя.
Важно! Не имеет значения, какой это рейс – чартерный, регулярный или лоукост – закон одинаков для всех.
Перелеты по ЕС регулирует Регламент ЕС № 261/2004, а международные полеты – Варшавская, Монреальская конвенции и внутренние правила страны. При возникновении противоречий между внутренними и международными положениями приоритет отдают международным законам.
Варианты решения проблемы
А что может предложить закон в принципе:
- Бесплатный сервис в аэропорту: обеды, ужины, связь с родственниками.
- Замена борта, разумеется, без доплаты.
- Денежная компенсация.
В РФ вы имеете право отказаться от перелета и вернуть деньги за билет независимо от времени задержки и возвратности/ невозвратности тарифа. В других государствах все зависит от законодательства.
Услуги, которые вы можете смело требовать уже в аэропорту, мы изобразили схематично:
На какую денежную компенсацию можно рассчитывать
В большинстве стран компенсация выплачивается за задержку самолета в пункте прибытия.
В России за каждый час опоздания полагается 25% от МРОТ, но не более 50% от стоимости билета. МРОТ установлен на уровне 100 рублей. Главное условие для истребования денег – задержка должна произойти по вине перевозчика.
Форс-мажор, стихийное бедствие или забастовка – это уже не вина компании, а обстоятельство непреодолимой силы, и это обстоятельство компания должна доказать.
Важно! Есть одно большое «но»: даже если вины компании в происходящем нет, вас должны довезти до места назначения или предложить полный возврат денег.
В теории можно заставить перевозчика возместить расходы, понесенные из-за опоздания. Для этого соберите подтверждающие документы, квитанции об оплате, и отправьте заявление заказным письмом по почте в головной офис авиакомпании.
Моральный ущерб придется взыскивать через суд.
Существует практика выплаты компенсации за задержку стыковочного рейса, в том числе когда второй полетный сегмент берет на себя другой перевозчик. Правда, оба рейса вы должны приобрести единым билетом. Если совершаете самостоятельную стыковку, правило не работает.
Размер компенсации
Как добиться справедливости
Во-первых, обязательно зафиксируйте момент задержки. Подойдите к работнику авиакомпании в аэропорту и попросите поставить отметку в билете.
Во-вторых, дайте знать авиакомпании, что в итоге вы ожидаете получить: замену борта, перенос рейса на завтра, послезавтра или деньги. Лучше написать заявление на стойке регистрации. Если вы молча покинете аэропорт, лишитесь всех привилегий.
В ситуации, когда перевозчик игнорирует запрос или вам не по душе предложенный вариант, купите нужный билет, а после приземления в спокойной обстановке требуйте возмещение в головном офисе компании.
Если и эти попытки не увенчаются успехом, подавайте заявление в суд.
Также читайте:
Путешествие инвалидов — перелёт на самолёте, поездка в поезде
Путешествие детей без взрослых