Гибель титанов: Airbus отказался от самолётов A380
На каждый плюс найдется свой минус
Не секрет, что главной целью разработки А380 стала конкуренция с Boeing, вернее с моделью В747, или в простонародье – “джамбо”. 747 на тот момент выпускался давно и показал свою эффективность за годы полетов. Парк авиакомпаний постоянно расширялся дальнемагистральными лайнерами, чему способствовал спрос на трансатлантические перелеты. Airbus хотел стать лидером в этой области, но экономически просчитался (об этом читайте ниже), что на тот момент не казалось ошибкой.
Французы сделали ставку на дизайн, и любители перелетов специально вылавливали рейсы с возможностью забронировать билет на А380. Просторный фюзеляж и хорошие расстояния между креслами делали пребывание пассажиров комфортным даже в эконом-классе. Ну а подъем по лестнице на второй этаж, который доступен для бюджетных путешественников из эконом-класса (в отличие от “джамбо”, где такая опция доступна только для бизнес и первого класса) и где расположена барная стойка, и вовсе казался обязательной программой при пребывании на борту.
Стоит заметить, что, несмотря на французскую прописку компании, запчасти самолеты изготавливались в 4 странах: Великобритании, Испании, Германии и Франции, где в последней он и проходил окончательную сборку.
Размеры самолета позволили для отдельных перевозчиков (в основном, Emirates – самого крупного эксплуатанта) создавать невероятные дизайнерские решения для пассажиров первого класса. Личный душ, мини комната для пары, где помещается целая кровать, система развлечений – все это привлекало платежеспособных клиентов.
Фантастический показатель в 853 посадочных мест в одноклассовой компоновке или 555 с тремя классами обслуживания должен был покрыть растущую потребность путешественников и снизить расходы авиакомпаний на перелеты (не забываем про стоимость единицы – 500 млн. евро). Да, производители заявляли об экономичности самолета, но это только все по сравнению с главным конкурентом - В747. Странно, но компания не учла момент, что в данном сегменте успешно эксплуатируются лайнеры с двумя двигателями, которые превосходили А380 в экономии топлива.
Но это проблема авиакомпаний, а вот для пассажиров и аэропортов возникла другая. Большая вместительность замедляла процесс погрузки-выгрузки не только путешественников, но и грузов. Случаи потери багажа и недовольства среди клиентов стали появляться все чаще и громче.
Для решения проблемы существовал один выход – постройка нескольких телетрапов в одном гейте, чтобы увеличить пропускную способность. Но это затраты аэропортов, тем более что их конструкция не всегда позволяла создать дополнительные “рукава”.
Нельзя забывать и про крылья, 80 метровые размеры которых превосходили аналогичные у существующих моделях. Для А380 необходимо создавать более широкую рулежную дорожку, что тоже не везде и не всегда можно построить. Стоит сказать, что разработчики запланировали размеры крыльев самолета на отметке 90 метров, но даже самые высокотехнологичные аэропорты не смогли бы принять лайнер. Вот поэтому и пришлось сократить размах до существующих 80 метров. Такое ограничение негативно повлияло на топливную эффективность, которая уменьшилась на 10% по сравнению с планами компании, а также значительно увеличила эксплуатационные расходы.
Только факты
Самолет действительно впечатляет. По размерам (высота 24.09 метра, длина 72.2 метра, размах крыла 79.75 метров, вес пустого лайнера 277 тонн) он превосходит все существующие серийные лайнеры в мире.
Две палубы самолета авиакомпании никогда не использовали в качестве эконом-класса. На верхней размещаются пассажиры бизнес и первого классов, а вот нижняя полностью отдана под эконом. Максимальная вместимость, когда либо заказанной у производителя, составляла составляла 526 посадочных мест (Lufthansa), а минимальная – 407 для Korean Air. Всего в небе летают 246 представителей французской компании.
Наиболее комфортно чувствуют себя пассажиры ближневосточных авиакомпаний Emirates и Etihad, которые на всех своих лайнерах предлагают опции, среди которых душ, сьют для двоих, отдельная зона с барной стойкой. Кстати, первые являются самым крупным эксплуатантом А380 в мире, имея в своем флоте 115 единиц.
Но и “обычные” пассажиры не обделены удобствами. В салоне присутствует целых 9 туалетных кабин. Путешественников обслуживает минимум 19 бортпроводников (в зависимости от компоновки), большая часть которых работают на нижней палубе.
Всего 13 авиакомпаний эксплуатируют А380, большинство из которых представляют Азиатский и Ближневосточный регионы, а самый первый самолет был поставлен в 2007 году Сингапурским авиалиниям. Ранее таких компаний было 15, но в прошлом году AirFrance и Hi Fly Malta отказались от его использования. Не территории бывшего СССР так никто и не приобрел А380 в свой парк.
Несмотря на свои огромные размеры, представители компании уверяют, что А380 считается самым экономичным лайнером в мире. Он сжигает 3 литра топлива на одного пассажира в расчете на километр пути, что в общей массе на 17% меньше, чем самый современный самолет.
Также из-за своих размеров он оставлял очень сильный турбулентный след, из-за чего ИКАО пришлось вносить корректировки в интервал между взлетами и посадками.
За свою историю не было зафиксировано ни одной катастрофы, не считая 2 аварийных посадок из-за отказов двигателя и одного инцидента на рулежной дорожке.
Конец пути
Отправной точкой угасания программы следует считать разработку нового дальнемагистрального лайнера А350, который по всем показателям превосходит А380, и более удобен для эксплуатации авиакомпаниями.
Также толчком стал провал их бизнес-модели, построенной еще в начале запуска программы А380. Она предполагала широкое использование лайнеров в качестве основных самолетов в крупных авиахабах для перевозки пассажиров на большие расстояния со стыковками. Но авиакомпании стали отдавать предпочтение прямым рейсам на других самолетах, что означало невыгодную экономическую составляющую эксплуатации А380.
За время производства двухэтажного лайнера было реализовано 246 моделей, когда окупаемость программы по прогнозам должна была наступить на отметке, как минимум, в 2 раза больше проданных самолетов.
Конечно, авиаперевозчики не откажутся от использования А380 в ближайшее время, но появление привлекательных конкурентов снизит использование лайнера в разы. И через несколько лет его ждет участь конкурента В747, когда самолет этой модели последний раз совершит приземление.
Также читайте:
Толкучка на гейте: стоять или не стоять
Пять причин, по которым вас могут снять с авиарейса
«Airbus» представил концепты самолетов с водородными моторами