«Airbus» представил концепты самолетов с водородными моторами
По планам авиаконцерна, подобные лайнеры начнут производиться с 2035 г. Их принципиальное отличие от современных самолетов заключается в использовании водородного топлива.
Именно водород считается разработчиками компании наиболее перспективным топливом для авиадвигателей будущего. Его главным преимуществом перед углеводородными материалами является нулевая эмиссия – при окислении водорода не образуется ничего кроме воды. Это делает водородные моторы стопроцентно безопасными для экологии. Что касается эффективности, то пара водород + кислород является наилучшей для жидкостных реактивных двигателей с точки зрения показателя удельного импульса. Специалисты фирмы придумали три концепта лайнеров под кодовым названием «ZEROe», которые поднимутся на крыло примерно через 15 лет.
Первый из них является среднемагистральным: предполагается, что на одной заправке водородом он сможет преодолеть не менее 3700 км. Он скомпонован по классической схеме и рассчитан на перевозку примерно 200 пассажиров. Приводить в движение такой лайнер станут газотурбинные двигатели примерно современной конструкции, только вместо керосина они будут использовать водород.
Второй концепт является прообразом небольшого самолета для перевозки пассажиров на относительно близкие расстояния – до 1850 км. В отличие от среднемагистрального лайнера, ближнемагистральный будет оснащаться более экономичными турбовинтовыми двигателями, также работающими на жидком водороде.
Третий, и самый необычный концепт, представленный «Airbus», представляет собой V-образный самолет, скомпонованный по схеме «летающее крыло». Этот лайнер задумывается как среднемагистральный – с дальностью полета до 3700 км, на которые он будет перевозить до 200 человек.
В отличие от современных самолетов, топливо в «водородных» лайнерах не может храниться в крыльях, поскольку плоскости не выдержат большого давления. Если присмотреться к концептам, то можно заметить отсутствие иллюминаторов в задней части фюзеляжей. Данная особенность – неслучайна: именно в хвостах лайнеров предусмотрены места для шарообразных баков, где под огромным давлением будет храниться жидкий водород. Реализация подобных хранилищ «в железе» является одной из ключевых (и пока нерешенных) задач, которые придется выполнить инженерам «Airbus» на пути создания самолетов будущего.