Как живут богачи в Северной Корее
Закрытость Северной Кореи порождает много мифов об этой стране, и в данном случае многие из них нередко оказываются отнюдь не мифами, какими бы неправдоподобными они не были...
Самые распространенные истории рассказывают о тотальном контроле со стороны государства за всем и всеми, а также о тотальной нищете простых граждан. На фоне всего этого довольно неожиданным открытием для многих становится тот факт, что в Северной Корее есть и богачи, посещающие роскошные рестораны (да, они в Северной Корее есть) и разъезжающие на иномарках класса «люкс».
Пиршество при подготовке к голоду
Они могут позволить себе заплатить за стейк 50 долларов США, притом, что в среднем по стране зарплата составляет около 10 долларов в месяц. Еще они прибегают к услугам пластических хирургов, чтобы изменить форму век и придать своему лицу европейские черты, ходят в дорогие фитнес-клубы, где красуются ухоженным телом и модным спортивным гардеробом.
По данным правозащитников Walk Free Foundation, в мире сейчас насчитывается около 46 млн. человек, которые живут в фактическом рабстве. Больше всего «рабов» организация насчитала в Индии и Северной Корее. Не исключено, что в эту категорию по версии правозащитников попало почти все население страны. Ключевое слово – «почти», потому что 1% населения КНДР купаются в роскоши. Конечно, особенной, северокорейской роскоши, но все же они отстоят на астрономическое расстояние по уровню потребления от среднестатистического северокорейца. В основном это дети высоких государственных чиновников, которые за годы послабления режима в плане уклона в рынок, успели сколотить состояния.
Около 10-15 лет назад страна начала плавно двигаться в сторону рыночной экономики. Власти изо всех сил стараются эту тенденцию не афишировать, но «процесс пошел» и уверенно двигается. Особой интенсивности изменения набрали с приходом к власти Ким Чен Ына. Молодой правитель активно взялся за изменение облика Пхеньяна, и за время его правления в северокорейской столице многое изменилось на западный лад. В богатых районах начали вырастать современные небоскребы, появились дорогие рестораны и фитнес-клубы. Все это составило для местных богачей свою собственную параллельную вселенную.
В 2016 году весной в южнокорейских СМИ прошла информация о призыве руководства КНДР к своим гражданам «готовиться к голоду». Причиной такой удручающей перспективы власти страны назвали «сложный путь к революции». Насколько точно южнокорейские СМИ передали заявления властей своего воинственного соседа, судить сложно, но и без этого в массе других солидных мировых изданий неоднократно описано, в сколь тяжелых условиях живут простые граждане КНДР.
«Непростых» же граждан все эти трудности не касаются. Для «новых северокорейцев» работают суши-бары, изысканные кофейни и шикарные рестораны, где богатые миллениалы и их родители могут заказать себе что угодно по цене годовой зарплаты среднего гражданина страны и запить это «что угодно» любым из десятков сортов местного пива. Любителям домашней кухни в ресторанах Пхеньяна подадут традиционное блюдо – пибимпап. Это рис с вареным яйцом, овощами и, опционально, с добавлением мяса. Порция будет стоить около 7 долларов США – это даже дороже, чем в столице «другой» Кореи – Сеуле. Цены на кофе в столичных кофейнях варьируются от 4 до 8 долларов США, то есть в среднем чашка кофе стоит половину месячной зарплаты среднего северокорейца. Нетрудно понять, какая именно публика может позволить себе такую роскошь.
ООН уже не первый год бьет тревогу насчет гуманитарной ситуации в Северной Корее, которая, мягко говоря, сложная. Целых 70% граждан страны не могут себе позволить даже такого рациона, который необходим для поддержания здоровья, не говоря уже о всяких вкусностях и деликатесах для удовольствия. Рацион «среднего» северокорейца скуден и однообразен – рис, пшеница и кукуруза. Позволить себе небольшой кусок мяса простые люди могут только по праздникам, и то не всегда. Главные праздники в стране, естественно, это дни рождения Ки Ир Сена и Ким Чен Ира.
Но, опять же, это проблемы простых людей. Для богатых северокорейцев никаких ограничений нет. Ведь в Пхеньяне можно купить что угодно – и европейские сыры, и мраморную говядину, и норвежского лосося. Также никаких проблем нет и с хорошим алкоголем. Можно купить что угодно – от крафтового пива до изысканного шампанского. Все это есть, и все это можно свободно купить в универмаге «Потонган Рюген», но только за валюту, так как только ее там и принимают.
Значительно изменилась за последние годы ситуация с автомобилями. Нет, на улицах Пхеньяна автомобильных пробок вы не увидите – отчетливо заметен не количественный, а качественный скачок. Стало больше импортных дорогих машин класса «люкс». Согласно санкциям ООН, на территорию КНДР запрещено ввозить предметы роскоши – представительские автомобили, яхты, ювелирные украшения, но все это, тем не менее, без проблем «просачивается» в страну. Впервые чуть ли не за всю историю страны в Пхеньяне заработали первые службы такси. Сейчас их в столице насчитывается около пяти-семи по данным The Independent.
Красота сама себя не покажет
Отдельного рассмотрения заслуживает то, во что одеваются северокорейцы, и какие когнитивные диссонансы в связи с этим могут возникать у мыслящего и независимого наблюдателя.
Нетрудно догадаться, что богатые граждане КНДР предпочитают известные западные бренды. Больше всего в ходу Zara, Uniqlo. Даже «бюджетный» H&M считается (да и по факту является) брендом для богатых. Везут одежду известных торговых марок из соседнего Китая.
Как и во многих других странах, образцом для подражания у местных женщин является первая леди – Ли Соль Чжу. В отличие от своего супруга, она любит появляться на публике в ярких костюмах, нередко носит кружевные вещи, и даже туфли с открытым мысом, что в Северной Корее считается весьма дерзким на грани с эпатажем. В продолжение темы когнитивного диссонанса стоит сказать, что Ли Соль Чжу без всяких идеологических проблем носит вещи, в значительной мере олицетворяющие так ненавистный для северокорейского режима Запад, а именно - ожерелье Tiffany & Co и сумочку Dior.
Но, вернемся к простым смертным. В Северной Корее до сих пор действует определенный дресс-код, в особенности для женщин. Так, даже вполне обеспеченные северные кореянки могут надеть для выхода в люди далеко не любые из, казалось бы, безобидных вещей. Так, буквально накануне, в апреле этого года, в стране был введен правительственный запрет на ношение «западной одежды». Уточняется, что теперь вне закона короткие юбки, топики без рукавов и прочее.
Дочь бывшего высокого северокорейского чиновника, семья которого смогла сбежать в США, рассказывала, что на улице Пхеньяна спокойно могут остановить любую женщину за слишком яркий стиль одежды. Инспектор в таких случаях записывает имя, которое затем передают по радио в соответствующем контексте. Ли Си Хен добавила, что из-за требований к консервативному стилю в одежде, люди, которые могут себе это позволить, идут в фитнес-залы, и только там могут продемонстрировать красивое тело и модные вещи. Из спортивных брендов и стилей девушки предпочитают Elle, леггинсы и короткие топики, а мужчины носят вещи Nike и adidas, - рассказывает Ли Си Хен.
Еще один бесспорный признак богатого северокорейца – это «следы» (в хорошем смысле) блефаропластики на лице. Пластика век – это самая популярная операция у состоятельных северокорейцев. Практически в 100% случаев эта операция делается для того, чтобы сделать глаза «европейскими». Операция сама по себе – не самая простая, да еще и в КНДР вся пластическая хирургия запрещена. Как рассказывает Ли Си Хен, выехать из страны можно по медицинским показаниям для лечения, но «пластика» в эту категорию не входит. Поэтому желающие часто обращаются к подпольным хирургам, где блефаропластика обходится от 50 до 200 долларов США. Такие деньги могут заплатить только богатые, но многие северокорейцы и среднего достатка готовы к таким тратам, так как, по словам Ли Си Хен, в Северной Корее красота – это серьезное конкурентное преимущество, гораздо более серьезное, чем в «свободных» странах.
Как видим, роскошь по-северокорейски весьма специфична и имеет отличия от «западной» роскоши. Однако, все познается в сравнении, и если не забывать, что в стране с населением в 25 млн. человек всего 3 млн. граждан могут позволить себе мобильный телефон, досыта поесть и сходить в фитнес-зал, такая «особенная» роскошь выглядит вполне органично.