Тренды 2021: как пандемия изменила предпочтения туристов

После резкого спада 2020 года индустрия туризма понемногу восстанавливается. В большинстве стран полным ходом идёт вакцинация, тем не менее, коронавирусные ограничения всё ещё влияют на поведение туристов…

Тренды 2021: как пандемия изменила предпочтения туристов

В прошлом году коронавирус отправил мировую индустрию туризма в жестокий нокдаун. Резко сократилось количество путешествий, а десятки тысячи отелей и турфирм обанкротились. По данным ООН, индустрия международного туризма в 2020 году откатилась на 30 лет назад – к уровню конца 80-х. В масштабах всей планеты отрасль недосчиталась примерно миллиарда туристов, по самым скромным подсчетам турбизнес недополучил доходов в 1,1 трлн. долларов.

По данным Всемирной туристской организации ООН, коронавирус привел к спаду числа путешествий на 70-75%

По данным Всемирной туристской организации ООН, коронавирус привел к спаду числа путешествий на 70-75%

По российской сфере туризма коронакризис ударил в меньшей степени, поскольку РФ – самая большая страна мира. Многие любители путешествий вместо Турции отправились в Сочи, на Алтай, а кое-кто и на Камчатку. Если объемы мирового туризма в 2020 г. упали на 72%, то в РФ (по данным Ростуризма) спад составил только 35-40%. Одним из ключевых российских трендов в 2021 г. продолжает оставаться переориентация на поездки внутри страны. А какие еще тенденции наблюдаются в туристической отрасли России и за рубежом на фоне пандемии?

Тренд №1: отдых без дальних выездов, рядом с домом

Пожалуй, главной общемировой тенденцией стал т.н. «стэйкейшн». Английский термин staycation образован словами stay + vacation, сочетание которых можно примерно перевести, как «отпуск возле дома». Данный тренд особенно популярен в государствах Европы, жители которых не могут свободно выехать в зарубежную турпоездку. Например, жителям Берлина, привыкшим отдыхать в Таиланде, теперь массово предлагаются экскурсии по собственному, богатому на достопримечательности, городу. А для тех же миланцев – организуются велосипедные прогулки по окрестностям мегаполиса с посещением исторических мест, которыми изобилует Ломбардия.

Сингапурцам для отдыха в рамках staycation предлагают переночевать в местном подводном отеле или в номере лофт, в 12 метрах над джунглями

Подводный отель

«Стэйкейшн» пользуется огромной популярностью, и многие люди заново открывают для себя родной регион, который раньше казался обыденным и неинтересным. В более-менее крупных странах «отпуск возле дома» может выливаться в самостоятельные автомобильные поездки в соседние регионы. Как правило, продолжительность таких туров не превышает недели, но и этого достаточно, чтобы отвлечься от работы и почувствовать себя в отпуске.

Тренд №2: совмещение работы и отдыха в необычном месте

Широкое распространение в годы пандемии получил особый вид туризм – т.н. «travel living». На русский язык тревелливинг переводится как «путешествие-жизнь». Люди, избравшие такой стиль познания мира, получили наименование цифровые кочевники. Они уезжают из своей страны и на долгий период оседают в другом государстве, как правило – курортном. Здесь «тревелливеры» продолжают работать удаленно по своей специальности, совмещая жизнь в экзотическом месте с трудовой деятельностью.

Работать удаленно прямо на индийском пляже? Почему бы и нет?

Работать удаленно прямо на индийском пляже? Почему бы и нет?

Данный туристический тренд возник в связи с тем, что пандемия заставила многие фирмы перевести своих сотрудников на «удалёнку». Таким людям по большому счету – неважно в какой именно географической точке нажимать на кнопки клавиатуры: главное, чтобы ноутбук имел связь с Интернетом. Популярными у цифровых кочевников пунктами является индийский штат Гоа, Шри-Ланка, Бали, Вьетнам и другие теплые страны Юго-восточной Азии. Подобного рода туризм разительно отличается от традиционных поездок. Он позволяет не просто по-быстрому увидеть достопримечательности, но и погрузиться в местную повседневную жизнь.

Тренд №3: бронирование туров в последний момент

В доковидную эпоху данным методом пользовалась лишь узкая прослойка туристов, стремящихся сэкономить. Не секрет, что горящие путевки иногда продаются с большими скидками, а в Сети есть немало инструкций по их поиску. Однако в 2020-21 гг. срочное бронирование туров превратилось из лайфхака в массовую практику. В самом начале пандемии туристы всего мира приобрели горький, но полезный опыт. Тогда из-за срочного закрытия границ произошло тотальное аннулирование путёвок. Да и сейчас – никогда не угадаешь: не запретят ли в очередной раз полёты в Турцию.

Туристы эпохи пандемии предпочитают вскакивать на отъезжающую платформу в последний момент

Туристы эпохи пандемии предпочитают вскакивать на отъезжающую платформу в последний момент

Как отмечают практически все туроператоры, коронакризис заметно снизил среднюю глубину бронирования до минимума. Международный тур обычно заказывают лишь за 2-3 недели до его начала. В последнее время (после некоторого смягчения коронавирусных ограничений), путёвку могут бронировать и за месяц или даже два, особенно имея на руках справку о вакцинации. Тем не менее, тенденция заказа туров в последний момент сохранится не только в текущем, но и в следующем году, уверены профессионалы индустрии туризма.

Тренд №4: пристальное внимание к ковид-безопасности

Туристы готовы переплачивать за минимизацию опасности заразиться коронавирусом. При выборе тура путешественники обращают внимание на антиковидные меры, принимаемые в тех или иных объектах размещения. Бесспорным конкурентным преимуществом пользуются отели, которые могут похвастаться, что 100% их персонала вакцинированы. А если некая турецкая гостиница расположена возле пляжа, но в удалении от людных мест, её владельцы вправе рассчитывать на неиссякаемый поток отдыхающих.

Ковид-безопасность отеля – один из важнейших критериев выбора объекта размещения

Ковид-безопасность отеля – один из важнейших критериев выбора объекта размещения

Туристы стараются ехать в страны с благоприятной эпидемиологической обстановкой, выбирая при этом непиковые даты. Вместо автобусов с их массовыми скоплениями пассажиров, люди предпочитают ездить на такси, хоть это и дороже. Пандемия вызвала рост популярности путешествий в малодоступные места с низким туристическим трафиком. Это вполне логично и объяснимо. Заразиться коронавирусом на горной турбазе или в лесном кемпинге – гораздо менее вероятно, чем на сочинском пляже, каждый метр которого заполнен отдыхающими.

Тренд №5:  рост популярности туров внутри своей страны

Ну а самой главной российской тенденцией стал взрывной рост интереса к внутреннему туризму. В пик эпидемии действовал почти тотальный запрет на международные перелеты. В этот период у населения волей-неволей сформировался устойчивый тренд на путешествия в рамках своего государства. В 2020 г. турпоток на пляжные курорты Крыма и Краснодарского края по сравнению с доковидным 2019-м сократился примерно на треть. Однако, на фоне Таиланда или стран Карибского бассейна, где падение составило 90%, это можно считать позитивным показателем.

Несмотря на пандемию, сочинские и крымские пляжи в сезонах 2020-2021 гг. забиты под завязку

Cочинские и крымские пляжи в сезонах 2021 г.

Некоторые регионы РФ в 2020 г. даже нарастили свои туристические показатели по сравнению с 2019-м. Например, летний туропоток в Калининградскую область в 2020 г. вырос в 2,3 раза, в Карелию – в 2 раза, а в Дагестан – на 40%. Особенно выиграл от пандемии Алтай, куда ринулись туристы со всей России: в летний сезон здесь отдохнули рекордные 2 млн. человек. Таким образом, пандемия – парадоксальным образом даже помогла отечественному туризму. Главное, чтобы после снятия антивирусных ограничений россияне не отвернулись от внутренних путешествий.

Автор: Руслан Кривов

Интересное в блогах

Самые высокие мосты в мире

Развитие мостостроения достигло небывалых высот, причем не только в переносном, но и в прямом смысле этого выражения. Мосты строятся на высотах, где летают только птицы: в данном материале мы расскажем о самых впечатляющих из них...

5 июля 2021
12192
ТОП-5 самых необычных и интересных мостов из разных стран

Человечеству свойственно подчинять себе природу, пользуясь ее благами. Разумеется, если нам нужна дорога куда-то, мы молча ее прокладываем. Русла рек и большие расщелины не преграда, ведь всегда можно построить мост.

13 февраля 2021
5824