Необычное «веселое кладбище» со смешными эпитафиями в Румынском поселке Сапанта
Шутить о погибших считается неуважительным и неуместным во многих странах и религиях, но только не в румынском городе Сапанта. Жители деревни научились принимать смерть с юмором. Этому можно убедиться, если прочитать несколько эпитафий с местного кладбища.
Яркие надгробия на кладбище в городке Сапанта в Румынии сразу бросаются в глаза заезжему туристу. Мало того, что они выполнены в мультяшном ярком стиле, так еще и содержат различные шутки и смешные истории об усопшем.
Традиция была начата деревенским плотником Стэном Иоаном Патрой, которому было поручено создавать кресты и надгробные плиты из дуба. После посещения традиционных похорон жители деревни собирались на поминки, чтобы выпить и рассказать истории об усопшем. Патры начал превращать эти рассказы в короткие стишки и стал размещать их на надгробиях.
Он написал свой первый куплет на надгробии приблизительно в 1935 году и продолжал создавать их до своей смерти – вплоть до 1977 года. По некоторым оценкам, он успел построить более 800 надгробий со стихами и рассказами. После смерти его сын Думитру Поп стал продолжать эту уникальную традицию.
Сегодня, когда кто-то в деревне умирает, семья приходит к Думитру и просит его создать крест или надгробие. Он вручную вырезает его из дуба в небольшой мастерской. Окрашивает в синий цвет, рисует образ, изображающий жизнь покойного человека, и составляет стихотворение.
Довольно часто стихи для эпитафий имеют оттенок черного юмора, и повествуют о дурных делах покойного, его привычках и пристрастиях. Только Думитр решает какой будет эпитафия, никакие просьбы родных не принимаются.
Папа говорил Думитру, что никто никогда не жаловался на его стихи. «Это реальная жизнь человека. Если человек любил пить, я так и пишу; если любил работать, я так и пишу ... в маленьком городке не прячутся», - говорил папа.
Сегодня так называемое «веселое кладбище» является частью местного маршрута достопримечательностей, который привлекает сюда тысячи туристов каждый год.
Человечеству свойственно подчинять себе природу, пользуясь ее благами. Разумеется, если нам нужна дорога куда-то, мы молча ее прокладываем. Русла рек и большие расщелины не преграда, ведь всегда можно построить мост.