История Цфата
Цфат появился в эпоху Второго Храма - первое упоминание о городе датируется 66 годом н.э. По одной из легенд, он был основан одним из сыновей Ноя.
Во время войны иудеев с римлянами здесь находилась крепость, в которой обосновались зелоты - социально-политическая группа, радикально настроенная против римского владычества.
В 70 году н. э., когда Второй Храм был разрушен римлянами, а римская провинция Иудея переименована в Палестину, в Цфате поселились семейства коэнов - священников Храма. По одной из версий, коэны стали зажигать на склонах горы сигнальные костры, чтобы оповестить население ближайших деревень о празднике или начале нового месяца.
В VII веке арабы отвоевали у римлян Палестину. При этом в Цфате уцелела еврейская община, члены которой, в основном, занимались скотоводством и земледелием.
В XI веке Палестину завоевали крестоносцы. На руинах оборонительных сооружений зелотов завоеватели построили мощную крепостную стену высотой 28 метров с семью башнями. Король крестоносцев Амори I отдал Цфат ордену тамплиеров, которые изгнали из города евреев и сожгли синагоги.
Еврейская община в Цфате возродилась только после того, как войска мусульман во главе с султаном Египта и Сирии, знаменитым военачальником Салах-ад-Дином, разгромили крестоносцев и изгнали их из Палестины. Евреи восстановили крупную иешиву, существовавшую здесь до крестовых походов.
В середине XIII века крестоносцы вновь завладели Цфатом, но на этот раз им не удалось изгнать евреев. Город недолго принадлежал крестоносцам: спустя несколько десятилетий Палестину завоевали мамлюки и превратили Цфат в крупный мусульманский центр. В те годы евреи и мусульмане мирно жили на одной территории, и еврейская община продолжала расти.
В начале XIV века в Цфате поселился раввин-мистик Шем Тов бен Авраам ибн Гаон, бежавший от преследований испанской инквизиции. В течение следующих трехсот лет в Цфате находили спасение многие испанские и португальские раввины, которые внесли огромный вклад в развитие иудейского мистицизма и еврейской культуры в целом.
Раввин Йосеф Каро написал фундаментальный свод галахических законов “Шулхан арух”, а раввин Моше Кордоверо описывал скрытые стороны Торы. Благодаря им и другим еврейским мудрецам того времени в иешивах Цфата повысился уровень образования. Кроме того, теперь здесь стали изучать мистические течения иудаизма.
Одновременно с еврейской культурой и каббализмом в городе развивалась торговля. И евреи, и арабы поставляли в соседние города продукты сельского хозяйства: сыр, фрукты и пряности.
В первой половине XVI века Палестину завоевали войска Османской империи, находившейся тогда на вершине своего расцвета. В Цфате стала развиваться промышленность: красильное дело, производство шелковых тканей, обработка шерсти. Так небольшой город за несколько десятилетий превратился в крупный центр международной торговли.
Именно при власти османов в Цфате селились наиболее выдающиеся еврейские ученые в истории Нового Времени. В городе одна за другой строились синагоги и открывались иешивы. Евреям из разных стран мира приходилось проделывать долгий путь, чтобы учиться в одной из них. Иешивы Цфата финансировались общинами многих городов Европы и Ближнего Востока.
В 1577 году в Цфате появилась первая в Палестине типография, созданная раввином из Люблина Элиэзером бен Ицхак Ашкенази. За 10 лет существования типографии в ней было отпечатано шесть книг. Затем экономика Османской империи начала стремительно деградировать, и типография закрылась.
На рубеже XVI-XVII веков Цфат постигла череда несчастий. Несколько лет в Галилее продолжалась засуха, которая вызвала нашествие саранчи. Гибель урожая стала причиной голода и тяжелых болезней у населения.
Также прекратилось производство шерсти, являвшееся основой экономики города. Жители Цфата стали покидать город. Купцы и раввины перебрались в Иерусалим, Хеврон и Дамаск, а простое население - в ближайшие деревни, где было развито земледелие.
Оставшаяся малочисленная еврейская община за последующие пятьдесят лет несколько раз подверглась нападению войск друзов. Каждый раз друзы грабили общину и убивали многих жителей города. Но евреи снова и снова возвращались в Цфат.
К концу XVII века в городе проживало 100 семей. В первой половине XVIII века население города стало стремительно расти, но в 1759 году в Цфат вновь пришла беда: сильное землетрясение разрушило город и унесло жизни двух тысяч человек.
К концу XVIII века город снова возродился. Сюда стали приезжать хасиды из Витебска и евреи из Северной Африки. Население Цфата росло. Но в 1812 году город охватила эпидемия чумы и уничтожила большую часть его населения.
В 30-х годах XIX века власть над Палестиной захватил египетский правитель Ибрагим-паша. При нем Цфат вновь стал крупным торговым центром Галилеи. В это же время здесь вновь открылась типография - в Цфате поселился печатник Исраэль Бак родом из Бердичева.
В 1837 году в регионе вновь случилось землетрясение, и город был полностью разрушен. Погибло более четырех тысяч человек. Выжившие раввины перебрались в Иерусалим. Туда же была перевезена и типография Бака.
Новый расцвет Цфата начался в конце XIX века. В районе города было основано несколько крупных земледельческих поселений, что поспособствовало росту сельского хозяйства.
В XX веке, когда в Палестине был установлен Британский мандат, отношения между арабами и евреями резко ухудшились. В 1929 году случилась арабо-еврейская война, в ходе которой пострадали многие жители Цфата.
Толпы арабов врывались в еврейские кварталы и жестоко убивали женщин и детей. Лишь в 1948 году в ходе войны за независимость все арабы были изгнаны из города.
Сразу после образования государства Израиль в Цфат стали приезжать репатрианты из разных стран мира. В основном, этот город выбирали для жизни семьи хасидов. Для новых жителей как строились новые дома, так и реконструировались те, где раньше жили арабы.
Сейчас в городе есть два квартала, где живут хасиды из стран Восточной Европы. Как и пятьсот лет назад, в Цфате много синагог и несколько крупных иешив. Здесь часто проводятся семинары, посвященные хасидизму и Каббале.