Преодолеет ли «Аэроэкспресс» коронакризис?
До пандемии эта компания занимала 12% рынка доставки пассажиров к трем ключевым столичным аэропортам: Домодедово, Внуково и Шереметьево. Из-за упадка авиаперевозок финансовые показатели «Аэроэкспресса» изрядно пошатнулись…
Как сообщила гендиректор перевозчика Алина Бисембаева агентству РБК, в 2020 г. предприятие может недополучить 60% выручки. Если в 2019 г. она составила 5,1 млрд. руб., то по итогам текущего года данный показатель едва дотянет до 2,1 миллиарда. Особенно катастрофичной ситуация была в апреле-мае, когда пассажиропоток «Аэроэкспресса» рухнул на 98%.
Осенью положение немного выровнялось, однако и результаты октября оказались едва ли не провальными. Компании удалось перевезти в аэропорты и доставить в Москву менее 600 тыс. человек, что в два раза меньше, чем в октябре прошлого года. Впрямую об этом не заявляется, но судя по всему «Аэроэкспресс» терпит серьезные убытки.
Дошло до того, что организация обратилась с письмом в правительство, в котором перечислены все ее проблемы, принесенные коронакризисом. В этом же документе руководство «Аэроэкспресса» просит Кабмин предоставить субсидирование лизинга поездов и отменить взимание сборов за использование инфраструктуры РЖД.
В письме указано, что на конец октября долги перевозчика по лизинговым платежам и кредитам достигли 15 млрд. руб. При этом ежегодно компания обязана отчислять РЖД 550 млн. руб., что при отсутствии пассажиров заметно ухудшает финансовые показатели. Поскольку «Аэроэкспресс» является системообразующим предприятием, по мнению его директората, оно может рассчитывать на поддержку государства.
На сегодня «Аэроэкспресс» эксплуатирует 18 поездов, из которых 7 одноэтажных (в собственности организации) и 11 шикарных двухэтажных составов «Stadler», находящихся в лизинге. Они были приобретены в расчете на перевозку достаточно состоятельных пассажиров, но похоже эта ставка не сработала. Докризисная цена билета, составлявшая 500 руб., равно, как и текущая, сниженная до 399 руб. отпугивает клиентов, особенно путешествующих семьей или группой. Компаниям из 3-4 человек – комфортнее и дешевле проехаться на такси, заплатив за это примерно 1000 рублей за всех.
Таким образом, пандемия коронавируса – очевидная, но далеко не единственная причина современного кризиса «Аэроэкспресса». А если учесть приближение к Шереметьево и Внуково новых веток метро, развитие сервиса каршеринга и агрессивную политику агрегаторов такси, перспективы предприятия, даже при получении помощи от правительства, выглядят туманными.
Автор: Руслан Кривов