Как авиакатастрофы влияют на туризм
19 мая ночью лайнер египетской компании EgyptAir, летевший в Каир из Парижа, исчез с радаров над Средиземным морем. Самолет упал в море в 290 км от египетской Александрии. На борту находилось 66 пассажиров, граждане 12 стран. Рассматривается версия о теракте.
Эксперты туристической отрасли высказывают различные мнения насчет того, как подобные происшествия могут повлиять и уже влияют на желание людей летать и на туристическую сферу в целом.
Удар по туризму
Последним самым серьезным происшествием, которое моментально поставила с ног на голову внушительный сегмент мирового туризма, стало крушение Airbus A321 над Синаем, когда тот вез из Шарм-ель-Шейха в Санкт-Петербург российских туристов. Тогда погибло 224 человека.
События, последовавшие за этой катастрофой можно назвать беспрецедентными. Россияне в массовом порядке самостоятельно стали отказываться от отдыха в Египте. Те российские граждане, которые находились на египетских курортах, были в оперативном порядке возвращены на родину, причем их багажи для безопасности полетели отдельными грузовыми рейсами.
Еще спустя несколько дней авиационное сообщение с Египтом было официально приостановлено в одностороннем порядке, так что даже самые бесстрашные полететь в Египет уже не могли. Большинство же простых туристов сами сдали путевки в Египет и отправились на отдых в другие места. Это был сокрушительный удар по туристической отрасли Египта, учитывая то, сколько туристов из РФ ежегодно посещало страну. Но это было лишь начало.
Продажу туров в Египет начали приостанавливать и другие страны. Это в первую очередь Германия и Великобритания, которые наряду с Россией были основными «поставщиками» туристов в страну.
Как результат, за одни только первые три месяца текущего года доходы Египта от туризма рухнули в три раза – до 500 млн. долларов США с прежних 1.5 млрд. долларов США. Очевидцы рассказывают о пустующих самых популярных курортах Шарм-ель-Шейх и Хургада. Закрываются магазины, увеселительные заведения, дайвинг-центры. Гостиницы заполнены едва на треть, а некоторые и вовсе банкротятся и закрываются. К примеру, в том же Шарме уже в декабре прошлого года из 230 отелей закрылось 50. Это совершенно катастрофическая статистика.
«Побочным эффектом» всех этих событий стало существенное снижение стоимости номеров в египетских гостиницах. Так, к примеру, в Шарм-ель-Шейхе вполне можно найти номер в 5-звездочном отеле с системой «все включено» по цене около 4 тыс. рублей в сутки на двоих. В Хургаде все то же самой можно найти еще дешевле. Однако, подорожали чуть более чем на четверть перелеты, и добираться в Египет теперь приходится с пересадками из-за запрета на прямое авиасообщение. Таким образом, за неделю отдыха в Египте на двоих можно уложиться в 60 тыс. рублей.
Тем не менее, российские туристы пока без энтузиазма рассматривают египетские направления не в последнюю очередь через возникающие сложности. Привыкшие к полному сервису россияне не хотят томиться в аэропортах на пересадках, самостоятельно решать вопросы трансфера и другие проблемы организационного характера. В привычном порядке в Египет продолжают возить туристические компании Казахстана и Беларуси, но заполнить курорты страны пирамид им, конечно же, не под силу.
Правило 10 процентов
Несмотря на то, сколь драматическими для египетской туристической отрасли стали последствия крушения лайнера компании «Когалымавиа», в обычной практике авиакатастрофы оказывают далеко не такое сокрушительное воздействие на конкретные направления. Преимущественно спрос на билеты восстанавливается в считанные недели после авиационного происшествия.
К примеру, крушение «Боинга» компании FlyDubai, летевшего в Ростов-на-Дону из Дубая, сначала вызвало спад спроса эмиратского направления, но затем он довольно быстро вернулся на прежний уровень.
Как сказал пиар-директор Aviasales Янис Дзенис, сразу после катастрофы в Ростове количество запросов на перелеты Россия-Дубай упало на 16%, но число запросов билетов конкретно Ростов-на-Дону – Дубай, как ни парадоксально, выросло на общем фоне в целых два раза.
По словам Дзениса, в подобных случаях работает своеобразное «правило десяти процентов», когда после громкого происшествия покупательская активность падает на 10% (в среднем), и буквально через пару дней трафик полностью восстанавливается.
Падение интереса к тем или иным воздушным маршрутам могут быть связаны не только с громкими авиационными происшествиями, но и в целом с любыми новостями негативного характера о том или ином месте потенциального отдыха.
К примеру, после брюссельских терактов были предположения о грядущем серьезном спаде продаж путевок в Евросоюз. Российские турфирмы даже не исключали полного закрытия целого ряда туров. Однако из числа самих туристов полностью отменили поездки лишь единицы, а спад хоть и имел место, но носил эпизодический временный характер и быстро закончился.
Что касается тех авиакатастроф, где среди жертв не оказываются граждане России, такие происшествия вообще никоим образом не влияют на активность покупателей авиабилетов. Ближайший пример – ситуация с исчезнувшим в 2014 году малайзийским «Боингом», который летел в Пекин из Куала-Лумпура, а также крушение немецкого Airbus A320-211 весной 2015 года во Франции. В этих случаях российский спрос на полеты самолетами компаний Germanwings и Malaysia Airlines никак не изменился.
Насчет того, как быстро восстановится спрос после падения летевшего в Каир из Парижа лайнера компании EgyptAir, мнения разнятся, но что-то определенное говорить пока еще рано. Что можно сказать более-менее уверенно, так это то, что EgyptAir вряд ли потеряет много российских клиентов.
Согласно результатам исследования, проведенного в этом году компанией Nielsen, в Египет с туристическими целями собирались лететь около 2% всех выезжающих за границу российских туристов. Если вычленить в этой доле тех, кто собирался воспользоваться услугами EgyptAir, то их число будет находиться вообще в пределах статистической погрешности.