Thomas Cook: благие намерения основателя стали для последователей непомерным грузом ответственности
Накануне Всемирного дня туризма с рынка ушёл один из его пионеров - британский туроператор Thomas Cook...
Среди причин его банкротства оказались не только долги и жесткая конкуренция, но и политика и даже изменение климата.
Основатель компании Кук считал, что если железная дорога предложит более дешёвые тарифы, то это даст возможность путешествовать большему количеству людей из более низкого класса, и, таким образом, люди будут меньше пить, меньше употреблять наркотики, будут больше тянуться за знаниями и образованием, он пытался сделать путешествие проще, дешевле и безопаснее.
У Thomas Cook долгая и яркая история. За 178 лет культовый туристический бренд, клиентами которого были Марк Твен, Оскар Уайльд, Редьярд Киплинга и Уинстон Черчилль, оказался родоначальником многих начинаний в туризме.
Например, в 1851 году туроператор выпустил издание The Excursionist, которое стало прообразом туристического каталога, где впервые были представлены пакетные путешествия. В эту брошюру вместе с описанием маршрута были включены и железнодорожные тарифы; в 1855 году компания одной из первых в мире начала организовывать поездки за границу. В 1865 году туроператор открыл своё первое туристическое агентство в Лондоне, где продавались путеводители, железнодорожные билеты и туры, в том числе в Париж, Италию и Швейцарию.
В 1873 году туристы Thomas Cook первыми в мире совершили кругосветное путешествие. Примерно в это же время туроператор стал одним из первых, кто внедрил дорожные чеки. В 1919 году Thomas Cook первым запустил продажу туров уже на базе авиаперевозки.
Создавая туристическую компанию, бывший баптистский проповедник Thomas Cook надеялся, что его детище сделает общество лучше.
«Для Кука путешествие было связано с социальным ростом. В те времена позволить себе путешествия могли только богатые люди. Кук считал, что если железная дорога предложит более дешёвые тарифы, то это даст возможность путешествовать большему количеству людей из более низкого класса, и, таким образом, люди будут меньше пить, меньше употреблять наркотики, будут больше тянуться за знаниями и образованием. Он пытался сделать путешествие проще, дешевле и безопаснее», - заявил архивариус Thomas Cook Пол Смит.
В первой четверти XX века Thomas Cook доминировал на туристическом рынке, но в 1928 году бизнес отошёл бельгийской международной компании Wagons-Lits et Grands Express, которая управляла Orient Express. Во время Второй мировой войны активы туроператоры были реквизированы британским правительством, и позже проданы 4м основным железнодорожным компаниям Великобритании. Когда после войны в 1948 году они были национализированы, Thomas Cook стал государственной собственностью. В 1965 году прибыль туроператора превысила 1 миллион фунтов стерлингов. В 1972 году Thomas Cook снова стал частной компанией. В 1992 году Thomas Cook был продан пулу инвесторов, но 9 лет спустя немецкая туристическая группа C&N Touristic AG стала единственным владельцем Thomas Cook, сменив его название на Thomas Cook AG.
Спустя 6 лет, в 2007 году, в результате слияния Thomas Cook AG и MyTravel Group plc, за которой числились долги в 1,1 миллиард фунтов стерлингов, была образована Thomas Cook Group. Но в последние годы из-за ужесточения конкуренции на рынке, развития рынка самостоятельных путешествий и сегмента онлайн-продаж, а также роста долга MyTravel Group plc дела туроператора шли уже не так успешно. За последние 3 года он закрыл несколько сотен фирменных агентств, а его розничная сеть сократилась до 550 офисов.
Общая стоимость страховых гарантий отдыхающих, которые должны быть оплачены клиентам Thomas Cook по схеме страхования туров ATOL, оценивается в 600 миллионов фунтов стерлингов.
Банкротство обернулось для британского рынка большими социальными и экономическими последствиями: вернуть из-за рубежа предстоит 150 тысяч британских отдыхающих, без работы останутся 9 тысяч человек. Кампанию по эвакуации туристов под кодовым названием «Операция Маттерхорн» уже называют крупнейшей в Великобритании репатриацией в мирное время. В вывозе туристов будут задействованы все британские перевозчики, включая British Airways и easyJet. Туристов придётся вывозить практически со всего мира: это города и курорты материковой Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, США и Карибского бассейна.
Эвакуация займёт 2 недели: она должна завершиться до 6 октября. Уже сегодня, 23 сентября, будет вывезено 14 тысяч человек. Для этого задействуют 40 самолётов.
По состоянию на сентябрь 2019 года долги туроператора оценивались в 1,7 миллиард фунтов стерлингов. Компания договорилась с китайским Fosun о привлечении 900 миллионов фунтов, однако государственные банки-кредиторы на минувшей неделе потребовали для обеспечения финансовой устойчивости долга ещё 200 миллионов фунтов. Их Thomas Cook найти уже не смог.
Общая стоимость страховых гарантий отдыхающих, которые должны быть оплачены клиентам Thomas Cook по схеме страхования туров ATOL, оценивается в 600 миллионов фунтов стерлингов. С учётом расходов на эвакуацию туристов, банкротство Thomas Cook обойдётся Британии не менее 750 миллионов фунтов. По оценке экспертов, стоимость спасательной операции может и перевалить за 200 миллионов фунтов: это больше, чем просил туроператор у правительства страны.
В общей сложности в структурах группы работает 21 тысяча человек, большинство из которых находится в Великобритании. За границей в настоящее время находятся около 600 тысяч клиентов группы, включая туристов из Германии и Скандинавии.
Напомним, связанные с Thomas Cook российские туроператоры «Интурист» и «Библио-Глобус» сообщили о продолжении своей деятельности в обычном режиме.
Миллиардный долг из-за слияния с MyTravel в 2007 году, интернет-революция онлайн-бронирования без обращения к туроператору, низкая эффективность структуры всего бизнеса Thomas Cook, политика Brexit на фоне вопросов по выходу Великобритании из ЕС, волна тепла в Европе в 2018-2019 годах послужили эффектом «домино» для бизнеса Thomas Cook.
Британские эксперты, анализируя неудачу Thomas Cook, обвиняют в этом как государственные банки, так и отсутствие желания правительства предоставить госгарантию на 200 миллионов фунтов
По их мнению, Thomas Cook стал жертвой сразу нескольких обстоятельств. Во-первых, это тот самый миллиардный долг из-за слияния с MyTravel в 2007 году: в мае группа сообщила о потере уже 1,5 миллиардов фунтов стерлингов из-за этой сделки. Попытки продать авиакомпанию за 850 миллионов фунтов, чтобы погасить часть долгов, ни к чему не привели. С 2011 года Thomas Cook выплатил 1,2 миллиард фунтов стерлингов только в виде процентов, что означает, что более 25%, которые он получал за 11 миллионов туров, которые он продавал каждый год, уходило в карманы кредиторов.
Во-вторых, туроператора подвела интернет-революция: всё больше британцев бронируют отпуск онлайн, не обращаясь к туроператорам. По данным Ассоциации туристических агентств Великобритании, сейчас только 1 из 7 туристов обращается в туристическое агентство, чтобы купить тур. Причём это люди старше 65 лет или представители более «бюджетных» категорий туристов, которые тратят на отпуск меньше денег.
Многие видят причину банкротства в сложной и неэффективной структуре всего бизнеса: Thomas Cook также владел своими собственными самолётами, что удобно в разгар сезона, но означает, что туроператор несёт высокие расходы в течение всего года.
Подвела туроператора и политика, а именно Brexit: на фоне вопросов по выходу Великобритании из ЕС и падением курса фунта стерлингов по отношению к евро и доллару для массового британского туриста путешествие за границу подорожало. В 2019 году каждый 10-й британец отказался ехать по этой причине на отдых.
Свою лепту внесли и климатические изменения. Волна тепла в Европе в 2018-2019 годах резко сократила спрос на пляжный отдых, так как туристы откладывали решения об отдыхе, наслаждаясь рекордными температурами дома.
В Великобритании опасаются, что банкротство Thomas Cook окажет эффект «домино» на всю отрасль: туроператоры и агенты ждут снижения спроса, а также финансовых проблем партнёров, отелей и других участников этой цепочки. Напомним, судьба отельного портфолио группы остаётся неясной.
«Приземлится» авиакомпания Thomas Cook, во флоте которой более 100 самолётов, что сопоставимо с авиапарком «Трансаэро».
Российские эксперты говорят о том, что по своим масштабам эвакуация британских туристов будет гораздо более масштабной, чем та, которую пережил российский рынок в 2014 году. Тогда из-за банкротства 30 туроператоров помощь в возвращении домой потребовалась более 60 тысячам россиян.
Как говорит Дмитрий Горин, генеральный директор холдинга «Випсервис», события в Великобритании серьёзно отразятся на европейском туристическом рынке.
«Во-первых, «приземлится» авиакомпания Thomas Cook, во флоте которой более 100 самолётов. Это сопоставимо с авиапарком «Трансаэро». Это большой удар по рынку туристической перевозки, особенно на фоне ухода ряда европейских лоукостеров. Во-вторых, если ориентироваться на аудиторию Thomas Cook, то это миллионы туристов, за которых в будущем развернётся борьба. Конкуренция станет ещё жестче. Вполне возможно, что часть этой аудитории уйдёт в онлайн-бронирование, но классические туроператоры, доля которых на рынке по-прежнему велика, сделают всё возможное, чтобы не потерять этих клиентов для организованного рынка», - говорит г-н Горин.