Собор Святой Софии: как менялось сакральное место в течение своей долгой истории
Величественные минареты собора Святой Софии (Hagia Sophia) уже много лет высятся над горизонтом Стамбула в Турции..
Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении долгих 1500 лет, переживая частые реконструкции и достройки.
Сакральное здание пережило империи и религии переходного периода. То, что начиналось как раннехристианская базилика, в конечном итоге превратилось в мечеть, затем в музей, и, в конце концов, вновь стало мечетью.
Архитектурное чудо, собор Святой Софии (в пер. с греческого «святая мудрость») имеет увлекательную историю и является излюбленным местом туристов и верующих. Собор был свидетелем крестовых походов, мировых войн и политических перестроек, и потому его наследие занимает центральное место как в истории Турции, так и в мировой истории.
Прошлая жизнь собора: базилика
Как и многие другие соборы и базилики, собор Святой Софии стоит на месте, испокон веков имеющем религиозное значение.
Считается, что на месте современного здания когда-то стоял римский языческий храм. Во времена Римской империи стратегически важный древний город на Босфоре был известен как Византия до правления императора Константина I. Будучи первым христианским императором, он перенес столицу империи из Рима в Византию в 324 году н.э. Отныне город носил название Константинополь. Этот монументальный сдвиг в римской религиозной политике и географии центра власти сделал Константинополь важным христианским местом. Константинопольский епископ уступал по силе и престижу только Римскому.
Первая христианская церковь на месте будущего собора Святой Софии была построена сыном Константина, императором Констанцием II в 360 году н.э., хотя ее строительство было вероятнее всего заказано самим Константином после обоснования в новой столице. Следующие римские императоры продолжали делать пристройки и ремонтировать «Великую церковь». Раскопанные остатки древней церкви в том виде, в котором она стояла в V веке, демонстрируют сложную каменную кладку, сводчатые потолки и фризы с раннехристианской символикой. Церковь была уничтожена пожаром в 532 году н.э. во время восстания Ника – бунта расстроенных граждан, которые не соглашались с политикой советников и императора Юстиниана I.
Под управлением Юстиниана Великого
Несмотря на крупнейшее в истории города восстание, императора Юстиниана помнят по прозвищу Великий. Во время своего правления с 527 по 565 год н.э., император контролировал только восточную половину территории, которая когда-то была Средиземноморской Римской империей. Западная половина, включая сам Рим, внутренне ослабла под давлением «варваров» – германских готов. К 476 году н.э. западная часть империи перестала существовать. Восточная половина стала известна как Восточная Римская империя или Византийская империя. Юстиниан I правил в период военной экспансии и правовой реформы. Он известен составлением свода римского гражданского права «Свод Юстиниана», который способствовал созданию единой и исключительной правовой системы.
Нынешний собор Святой Софии – одно из главных наследий императора. После разрушения Великой церкви во время восстания Ника, Юстиниан почти сразу приказал возвести новую. Архитекторы Анфимий Тралльский и Исидор Милетский, приглашенные для работы, были математиками, и церковь опиралась на их знания в сферах инженерии и геометрии. Они спроектировали огромный высокий каменный купол, поддерживаемый двумя полукуполами меньшего размера. Внутри церкви есть три нефа и галерея. Снаружи она была облицована плиткой из белого мрамора, а интерьер выполнен из полихромного мрамора насыщенных зеленых, серых и пурпурных оттенков. Многие из колонн, поддерживающих здание, были привезены из других городов по всей империи.
Несмотря на математическое мастерство архитекторов, новое здание все же не выдержало веса собственного купола во время двух землетрясений 550-х годов. Был построен новый ребристый купол, который был выше, но одновременно устойчивее предыдущего из-за специальных тромпов (угловых опор в квадратном пространстве под ним). Роскошный интерьер церкви приобрел новые черты во время правления Юстина II, наследника Юстиниана, который приказал украсить стены золотыми мозаиками. В церкви также была «императорская дверь», предназначенная для личного пользования императора.
На протяжении почти 900 лет, пока здание оставалось под властью Византии, сменявшие друг друга императоры дополняли убранство церкви. Между 10 и 12 веками стены были украшены новыми мозаиками с изображениями византийских императоров, Константина Великого (получившего статус святого в Восточной церкви), Девы Марии и Иисуса Христоса. Остальные дополнения имели языческое происхождение.
Лекционарий Захариса Византийского – манускрипт на греческом языке, созданный специально для собора Святой Софии примерно в 1100 году.
На протяжении византийского периода собор Святой Софии требовал проведения капитального ремонта из-за возраста и повреждений от землетрясений и пожаров. В 1054 году Великое разделение церквей раскололо церковь на православную и римско-католическую. В то время как запад признавал авторитет Папы, восток отвергал римскую власть и считал патриарха (одного из пяти епископов, возглавлявших церковь) Константинополя «Первым среди равных».
После раскола восток был осажден крестоносцами по приказу Римско-католической церкви. Хотя первоначальной целью крестовых походов было нападение на оккупированные мусульманами Святые земли, во время четвертого похода католические силы нацелились на своих православных братьев. В 1204 году город Константинополь был разграблен, в том числе пострадал и собор Святой Софии. Как следствие, империя потеряла контроль над городом до 1261 года.
Под правлением османов
Собор Святой Софии как мечеть с минаретами в 1718 году. Гравюра голландского художника и писателя Адриана Реланда (Adriaan Reland).
События 13 века окончательно ослабили Византийскую империю. А турецкие народы к востоку от византийских земель, напротив, набирали силу.
Османская империя продвигалась в сторону Балкан и постепенно набирала военную мощь. Султан Мехмед II захватил Константинополь в 1453 году, фактически взяв под свой контроль последнюю жемчужину из короны старой Византийской империи. Во время захвата столицы и без того старое здание собора было в очередной раз повреждено и разграблено. Однако красота здания настолько поразила султана, что он решил оставить церковь и превратить ее в мечеть.
С религиозной точки зрения эта трансформация означала чтение шахады (свидетельство о вере в Единого Бога Аллаха) и проведение пятничной молитвы в Айя-София («Собор Святой Софии» на турецком языке), а с архитектурной – требовала изменений внутреннего убранства.
В соборе поставили минбар (кафедра с лестницей для проповедей), а михраб (ниша в стене мечети), обращенный в сторону Мекки, заменил христианский алтарь. Также был пристроен минарет, с которого звучал призыв к молитве.
Человечеству свойственно подчинять себе природу, пользуясь ее благами. Разумеется, если нам нужна дорога куда-то, мы молча ее прокладываем. Русла рек и большие расщелины не преграда, ведь всегда можно построить мост.
Самый пикантный парк в мире, чьи аллеи украшают не оригинальные ландшафтные композиции, а скульптурные иллюстрации «Камасутры» находится на острове Чеджудо в Южной Корее...
Гронинген – крупнейший город на севере Нидерландов – прославился в Европе не только тем, что в нём живёт около 50-ти тысяч студентов (примерно треть от общей численности населения)...
На нашей планете существуют комфортные для жизни человека уголки с мягким климатом и тёплым солнышком. Но есть совсем другие места – величественные в своей суровости и неприступности. Это Арктика, например, или пустыни...
Музей Пластинариум (Plastinarium), также известный как Музей мумий и Музей препарированных трупов – пожалуй один из самых неоднозначных и необычных музеев Германии. Находится он в восточной Германии в небольшом городке Губен, что в земле Бранденбург...