Почему на Севере водяные трубы не зарывают, а протягивают над землей
Норильск, Воркута, Дудинка… В этих и других заполярных городах гостей с «материка» неизбежно удивляют водяные коммуникации. Они не закопаны в землю (как везде), а проложены над её поверхностью. Что за странное решение?..
Норильск – относительно крупный город, где проживает около 200 тыс. человек. Здесь есть широкие улицы с двумя полосами движения, разделенными центральным промежутком. Но в отличие от обычных проспектов, между сторонами улиц располагаются вовсе не пешеходные дорожки, а многоярусные трубопроводы. Снизу идут коммуникации холодной и горячей воды, над ними располагается толстый швеллер, служащий опорой для электрических кабелей.
В местах пешеходных переходов подобные конструкции причудливо изгибаются вверх, образуя арки для прохода людей. На окраинах Норильска и в небольших северных городах – трубопроводы устроены попроще. Их обычно прокладывают сбоку от магистралей, но тоже поверх земли. Иногда можно встретить трубопроводы, уложенные в бетонные лотки, сверху закрытые плитами. В Средней полосе России такого не встретишь, поскольку почти все коммуникации укладываются под землю.
Надземные теплотрассы Дудинки привлекают белых медведей, которые приходят к ним погреться.
Причудливый вид заполярных городов с обилием наружных труб обусловлен лишь одним фактором, имя которому – вечная мерзлота. И дело даже не в том, что ее тяжело копать: для этого приходится сначала оттаивать землю, либо же усердно долбить её отбойными молотками. Все дело в том, что отопительные коммуникации имеют плюсовую температуру. А поскольку топить на Севере требуется почти круглый год, зарытые в землю трубы – постоянно бы оттаивали вечную мерзлоту.
Главное правило северных архитекторов: нельзя лезть в землю и греть вечную мерзлоту! Первые многоэтажные дома, еще до войны возведенные на Севере (в нарушение этого правила) – завалились и обрушились. Их теплые подвалы разморозили грунт и строения «поплыли». В результате здания сначала трескались, а потом тотально разрушались. Теплая подземная теплотрасса вызывает примерно аналогичный эффект, жертвой которого может стать ближайшая дорога или даже здание.
В чукотском Певеке теплотрассы упаковывают в деревянные или бетонные короба, зимой они возвышаются над сугробами, оттаивают и служат для горожан пешеходными дорожками.
Именно поэтому северные города изобилуют внешними трубопроводами, а многоэтажные дома стоят не на фундаментах, а на сваях. Кроме всего прочего, такое инженерное решение гарантирует высокую прочность многоэтажек. Железобетонные сваи вбиваются не в обычный грунт, а в промерзший слой земли. В итоге обеспечивается почти монолитное сцепление, нарушить которое способно исключительно таяние вечной мерзлоты. Именно этого больше всего боятся северные архитекторы, зорко следящие, чтобы ни одна «теплая» коммуникация не была уложена под землей.
В 2014 году пивоварня Steojar, расположенная в Исландии, объединившись с китобойной компанией Hvalur, начала производить пиво из мертвых туш финвалов (вид китообразных)..
Прокат авто в Турции 2022. Ниже постараюсь подробно рассказать о моём опыте, надеюсь он будет полезен. В Турции три основных типа автопрокатных компаний..
Остров Мон-Сен-Мишель, что в Нормандии, на северо-западном побережье Франции является одним из самых мрачно-романтичных мест во всей Европе. Почему именно мрачных и почему романтичных..?
Ежегодно в столице Малайзии Куала-Лумпур проходит фестиваль Тайпусан в честь тамильского бога войны Муругану. Праздник проводится в январе-феврале, что по тамильскому календарю – месяц «тай»...