Каучуковая лихорадка в Бразилии
Каучуковая лихорадка – была важной частью социально-экономической и политической истории Бразилии и амазонских регионов соседних стран (Перу, Боливия, Колумбия и Эквадор) в конце ХIХ-ХХ веков, связанной с добычей и коммерциализацией каучука.
Первая каучуковая «лихорадка» охватила латиноамериканские страны бассейна Амазонки между 1879 и 1912 годами, вторая – на годы второй мировой войны (1942-1945).
Пожалуй, наибольшую известность получила каучуковая лихорадка в Бразилии, ознаменовавшая собой эпоху богатства, культурных и социальных преобразований в жизни страны. Города, расположенные в местах добычи каучука активно развивались и процветали, в них строились роскошные здания, например театр Амазонас в Манаусе, появлялись зачатки современная инфраструктура (водопровод, канализация).
Также значительной по своим масштабам и значению была каучуковая лихорадка в Перу. В меньшей степени ей также были затронуты Боливия, Колумбия и Эквадор.
Плохая организация латиноамериканских производителей, антисанитарные условия и использования рабского труда (в некоторых районах до 90% индейского населения погибли на плантациях), появление новых вирусов, поражавших деревья гевеи, а также усиление конкуренции со стороны Великобритании, контрабандой вывезшей из Бразилии семена гевеи и стремившейся начать производство каучука в своих экваториальных колониях, положили конец первому «каучуковому буму», который закончился также внезапно, как и начался.
Многие сказочно богатые плантаторы эпохи «каучукового бума» разорились, а простые рабочие были брошены в сельве на произвол судьбы.
Всё же каучуковая лихорадка дала начало современному освоению Латинской Америки: в этот период были заложены новые города, построены железные дороги, созданы зачатки современной инфраструктуры.
Азия и Африка
В 1879 году англичанин Генри Викхем контрабандой вывез около 40 тыс. семян гевеи в Лондон, благодаря чему уже к 1914 году обширные гевейные плантации занимали значительные территории в британской Малайзии, а позднее и в других экваториальных странах Азии и в меньшей степени Африки.
У латиноамериканских производителей появились серьезные конкуренты, которых отличала высокая плотность плантаций и отсутствие амазонских грибков, естественным образом контролирующих численность отдельно взятого вида для сохранения биологического разнообразия видов в сельве.