В Южной Корее арестовали капитана затонувшего парома
По предварительным выводам следствия, причиной катастрофы могли послужить неграмотные действия экипажа, как до аварии, так и после неё. Число жертв уже достигло 28 человек, о судьбе россиянина, находившегося на борту, ничего не известно...
Напомним, 15 апреля в 8.55 по местному времени южнокорейский паром «Sewol» с 477 пассажирами (из которых 324 — школьники) на борту подал сигнал бедствия, после чего в течение двух часов перевернулся и затонул. На данный момент 179 человек спасено, 28 человек погибли. Судьба остальных пока неизвестна, но есть версия, что они могли выжить в помещениях корабля, в которых образовались «воздушные мешки».
Причиной катастрофы первоначально, со слов спасённых, предполагалось столкновение с подводной скалой, однако водолазы, обследовавшие судно, никаких следов столкновения не обнаружили. В связи с этим теперь выдвигается другая версия: «Sewol» вполне мог затонуть… из-за резкой смены курса. Во-первых, паромы этого класса сами по себе не отличаются большой устойчивостью. Во-вторых, во время последней модернизации кормовая часть была надстроена, а в трюмах стали размещать больше грузов — что не могло не сказаться на и без того высокой опрокидываемости судна.
Профессор Ульсанского университета Юн Бом Сан предложил свой вариант развития событий, с которым, кстати, согласен и 64-летний капитан-ветеран Ли Чэ Су. По их мнению, в результате резкой смены курса груз (контейнеры, автомобили) вполне мог не только сместиться и создать таким образом крен, но и пробить обшивку, вызвав поступление внутрь забортной воды — что и стало в буквальном смысле последней каплей…
Кроме того, следственной комиссией установлено немало других ошибок, не будь которых, спастись удалось бы большему числу пассажиров (а может быть, и всем). Капитан, к примеру, перед катастрофой передал управление паромом своему третьему помощнику, не имеющему соответствующего опыта. После того же, как появился крен, по системе громкой связи пассажирам было рекомендовано оставаться на местах, а экипаж начал покидать судно. При этом капитан и первый помощник были спасены одними из первых — и это вместо того, чтобы заняться эвакуацией пассажиров!
Мало того, даже когда паром уже вовсю тонул, людям на борту советовали оставаться внутри кают, поскольку… «снаружи было слишком опасно». Весь этот комплекс действий и привёл, по мнению экспертов, к тому, что число жертв может достичь исчисляться сотнями. В связи с этим прокуратура рассматривала вопрос о привлечении 69-летнего Ли Чун Сока (капитан парома) к уголовной ответственности, и сегодня его арестовали. Если его признают виновным, ему грозит штраф 20 миллионов вон (более 19000 $) и до пяти лет тюрьмы. В своё оправдание Ли Чун Сок сказал, что просто запаниковал, увидев спущенные на воду спасательные плоты, и не помнит ни как оказался на плоту, ни как был спасён.
Катастрофы, подобные случаю с «Sewol», в Южной Корее уже случались. Так, в 1953 году затонул паром «Чхангён» (330 погибших, 32 пропавших без вести), а в 1970 — паром «Намён» (погибло 323 человека).
На месте аварии продолжается спасательная операция, в ходе которой водолазы пытаются проникнуть внутрь затопленного судна, лежащего на глубине более 30 метров. Предполагается также использование для поиска выживших специальных роботов. Люди в «воздушных мешках», образующихся в перевёрнутых судах, могут оставаться в живых до трёх суток, поэтому надежда на то, что оставшиеся там могли выжить, до сих пор не теряется. Кроме того, для повышения их шансов на выживание (наличие воздуха для дыхания играет большую роль в этом случае), а также для увеличения плавучести начата закачка кислорода внутрь корпуса парома.