06.10.2020 14:39

Путешествие в Зону Отчуждения и Припять 2020. Часть 1

924

Путешествие в Зону Отчуждения и Припять, о котором пойдёт речь далее, планировалось уже в тот момент, когда мы с Леной, уставшие, уничтоженные, с побитыми и покусанными ногами, вернулись из зоны отчуждения год назад.. 

Время я выбрал учитывая тот факт, что конец июля это относительно безопасный период – нет таких туч мошкары как весной, каждый второй клещ не пытается заразить тебя энцефалитом или болезнью Лайма, активность нелегальных туристов, а значит и полиции с пограничниками, низкая, кроме того, гон у лося начинается лишь в начале сентября. Следовательно, ночи тихие, да и звезды в это время просто умопомрачительные. 

Путешествие в Зону Отчуждения и Припять

Я не буду описывать процесс подбора снаряжения, так как об этом уже сказано достаточно в отдельной статье. Скажу лишь, что мы купили готовую еду в герметичных фольгированных пакетах, за счёт чего в пути практически не готовили. 

Дорога в Чернобыль в этот раз была нелегкой

Дорога в этот раз была нелегкой, по той простой причине, что мы хотели дойти как можно быстрее. А именно - за сутки. Больно, трудно, натирая ноги и набирая воду из луж, мы добрались до Припяти за 26 часов. Из этих 26 часов мы спали всего 4, все остальное время - шли, не считая пары привалов и готовки еды (да - один раз все же пришлось). 

Чёрный, выгоревший лес Зоны Отчуждения

Чёрный, выгоревший лес Зоны Отчуждения производит неизгладимое впечатление - тысячи искореженных, обгорелых рук тянутся к тебе, оставляя следы на теле. После того как идёшь сквозь такой лес, становишься похож на бойца командос из американского кино, разрисованного камуфляжной краской. 

Пожар 2020 года в Чернобыле был воистину ужасен

Пожар 2020 года был воистину ужасен, истребив многие гектары леса, тысячи животных и десятки деревень. Деревни и пгт Полесское выстояли 35 лет, пережили отселение, мародеров, но сгорели от человеческих рук.. Чьи это были руки, я расскажу в конце статьи. И покажу, кому это было выгодно.

Выгоревший лес Чернобыля

Припять

Мы были уничтожены. По настоящему. Ноги болели как никогда, и в довершение ко всему, придя на наш балкон мы увидели что стекла разбиты, а весь пол усыпан осколками. Пришлось наспех идти на другой балкон в этом же подъезде, и падать там без сил в половине четвёртого утра. У нас даже не было сил готовить еду.. 

В целом, в первый день не происходило ничего необычного - прогулка по летней Припяти, набор воды, купание, стирка, готовка еды. А также - проверка тайника который, как оказалось, ограбили. Украли надувную лодку и 2 новых комбинезона химзащиты. 

Но, главные неожиданности начались на следующий день, когда я возвращался из известной многим квартиры - той самой «квартиры Креосана». 

КРАТКАЯ ОТСЫЛКА. Есть такой блогер - Креосан - он нашёл старую сталкерскую квартиру, с мебелью, и решил - почему бы не сделать в ней ремонт. Покрасил с друзьями стены, снял контент, а потом показал где квартира находится, чем навлёк на квартиру внимание полиции, а на себя - праведный гнев массы людей. В Припяти больше не показывается. 

Так вот. Иду я домой, с утренней прогулки, где меня должен ждать завтрак, и тут - слышу мужской голос. Сверху. Именно там, где наш балкон.. «Неужели полиция?» - пришла в голову первая мысль - «Как они нас вычислили?»

Я притаился в зарослях возле подъезда, благо зарослей там предостаточно, и стал слушать. И тут.. я услышал как мужской голос спросил: «А где вы набираете воду?» Внутри отлегло. «Навряд ли это полиция.» Так мы и познакомились со сталкером по имени Влад.

Это мы на балконе

С Владом у нас было множество ярких приключений, в том числе - путешествие на..

5-й энергоблок ЧАЭС

Скажу сразу, что путь на этот культовый и, скажем откровенно, довольно опасный объект, мы нигде не искали, а проложили самостоятельно. Что, с одной стороны, было явной ошибкой, а с другой позволило отнять потрясающие кадры и пережить, пожалуй, самую яркую стэлс миссию в жизни. Всё дело в том, что мы решили идти через пруд охладитель, хотя обычно так никто не ходит. Впрочем, в тот момент мы этого ещё не знали. 

По дороге мы также собрались зайти на портовые краны – ещё один культовый объект. Сперва хотели идти через песчаное плато, но позже передумали, так как радиационный фон в этом месте достигает 16 миллиренген, а это уже не шутки. 

Позавтракали, собрались, вышли. Здесь добавить нечего. Приключения начались когда мы подходили по улице Семиходской к перекрёстку, где слева – пристань и кафе Припять, а справа – Медсанчасть 126. Та самая. С подвалом. Как вы понимаете, это посещаемые туристические объекты, известные на весь мир, в том числе благодаря сериалу Чернобыль от НВО. 

Потому, по закону подлости, мы подошли к перекрёстку именно в тот момент, когда на нём было две машины с туристами. Благо, самих туристов не было – их повели на пристань. Впрочем, от перекрёстка до пристани метров 30, но я по опыту знаю, что ждать в этом случае можно долго. Здесь нужно действовать иначе. Если видишь что туристов нет, сначала подкрадываешься и аккуратно проверяешь обстановку, а потом быстро проносишься мимо машин. Главное - тихо.

Я подкрался вперёд, оставив Лену и Влада позади, аккуратно осмотрел окрестности, подал им знак и они, как два бойца спецотряда в камуфляже, пригнувшись, приблизились ко мне. Мы прокрались мимо машин, тихо и аккуратно, причём в одной из них оказался дремлющий водитель - мы увидели его когда уже подошли вплотную. 

Походу дела, сразу отвечу на возникшие у вас вопросы – почему нужно так опасаться туристических групп, и стоит ли бояться гидов. Все очень просто. Во-первых, нередко с туристическими группами может находиться охранник. Особенно, если люди заказали индивидуальную экскурсию, что очень недёшево и требует максимального внимания со стороны организаторов экскурсий, так как туристов водят везде куда они пожелают. 

Обычные же группы посещают четко обозначенные объекты. Так вот, гиды сдают сталкеров очень часто, а если с группой имеется ещё охранник – лучше бежать. Во-вторых - нередко сами охранники и работники зоны «по блату» водят знакомых в Припять. Это я лично наблюдал множество раз.

Мы прошли дальше по улице вдоль Медсанчасти 126, миновали санаторий профилакторий «Солнечный», дебаркадер, заляпанные пятнами радиации гаражи, и подошли к дороге, ведущей к месту захоронения радиоактивных отходов, портовым кранам и далее к берегу реки Припять. Туда то нам и надо. 

Пункт захоронения отходов действующий, там круглосуточно дежурят люди, охрана, его нужно проходить очень быстро, тихо и аккуратно. Портовые краны находятся дальше, поворот налево. Залезть можно на три из них, четвёртый находится в воде на плаву недалеко от берега, на него залезть можно, но проблематично. Те, кто играл в игру сталкер, наверняка помнит эти гигантские конструкции, напоминающие застывших механических жирафов. Описывать как мы лазили я не буду – в этом нет смысла. Лучше я подкреплю свои слова фотографиями и видео.

Заброшенные краны у реки Припять
Заброшенные краны
Вид на побережье реки Припять
Заброшенные краны у реки Припять. Фото 1
Заброшенный кран у реки Припять
Заброшенный кран у реки Припять. Фото 1
Заброшенные краны реки Припять. Фото 2
Вид с крана, Припять
Пруд охладитель, Припять

Пруд охладитель - или как НЕ НАДО ходить на 5й энергоблок.

После портовых кранов мы вышли на берег реки, заправились водой, перекусили и двинулись к железнодорожному мосту – по этому мосту пролегает ветка, по которой ходит электричка из города Славутич прямо до Чернобыльской станции. 

Вся соль в том, чтобы не попасться на глаза машинистам и работникам в вагоне (ездят исключительно работники, в том числе и охрана), не говоря о путейных работниках - их мы тоже встретили, пару дней спустя. Но об этом позже. Электричка, кстати, ходит довольно часто.

Карта нашего маршрута в Припяти

Мы надеялись, что нам удастся избежать встречи с электропоездом, но, как говорится – надежды юношей питают. И вот мы, втроем, лежим на насыпи уткнувшись головами в гравий и кусты, и прячемся от глаз машинистов и немногочисленных пассажиров, а над нами с диким грохотом проносится та самая электричка. Далее, мы спустились с другой стороны насыпи и вышли на дорогу, ведущую к самой станции Семиходы - она находится в нескольких сотнях метров от ЧАЭС. 

Проходящая электричка, Припять

Задача была в том, чтобы не доходя до самой ЖД станции, свернуть влево, сквозь кусты – прямо через высохшую часть пруда-охладителя. В принципе, ничего сложного, если не считать того, что идти нужно по иссохшему дну, где тебя видно как на ладони, а по правую руку метрах в трехстах - забор и саркофаг за ним. Везде камеры. Как нас не спалили - не понимаю до сих пор. Причём, идти нужно быстро, так как дно пруда охладителя фонит, что, впрочем, неудивительно. Не зря же в этом самом пруде (в неосушенной его части) водятся сомы величиной 2 м.

Идем в районе пруда охладителя
Идем через осушенную часть пруда охладителя
Путь через осушенную часть пруда охладителя

Замечу, что ходить этим путём я не рекомендую никому. Сперва тебя видно как на ладони, а потом нужно пробираться сквозь крайне густые и плотные заросли осоки, кустарника и камышей. Не говоря уже о радиации, комарах и мошкаре. В общем, мы пересекли пруд и вышли на насыпь, за которой расположен канал, опоясывающий остров - да, 5-й энергоблок и градирня находятся на отдельном искусственном острове. От 6-го энергоблока, кстати, имеется лишь фундамент.

Остров и ЧАЭС

Пересечь этот канал с той стороны где мы шли, можно в одном месте, и то, летом, когда он пересыхает и появляется отмель. Мы нашли эту самую отмель, и вышли по ней на бетонный склон - бетонные плиты и насыпь опоясывают весь остров по кругу. Далее нужно было аккуратно пробраться сквозь некоторые действующие объекты, где работают люди, ходят охранники, где есть собаки, и вообще – если словят ТАМ, то.. в общем, штрафом в 500 грн не отделаешься. 

В роли разведчика был, разумеется, я.

В роли разведчика был, разумеется, я. Опять. Поднявшись по бетонному склону, я увидел двухэтажную будку охранника, забор, собачью конуру (пустую - это важно), ворота, аккуратные выбеленные бордюры, а слева - небольшой дом в два этажа. Оттуда доносилась музыка, по радио пел Джо Кокер, заставив меня улыбнуться. На веревочке сушилась рабочая одежда. 

Двухэтажная будка охранника
Стараемся обойти домик с Джо Кокером

Как можно тише мы прокрались влево по бетонному склону, заваленному камнями, буреломом и кусками металлических конструкций, стараясь обойти домик с Джо Кокером. В какой-то момент идти дальше стало просто невозможно, тогда я аккуратно поднялся по склону на газон, и тихонько, пригнувшись, побежал. Ребята - за мной. Джо Кокер надрывался нам в след. Мы выскочили на асфальт, уходящий вниз к строению, оказавшемуся лодочной станцией на замке с сорванной пломбой. Рядом в прибрежном иле застыл старый катер. 

Строение, оказавшееся лодочной станцией на замке
Бегаем пригнувшись
Здание лодочной станции

Обойдя станцию, мы вышли к бетонному забору. Вдоль забора - заросли, так что либо лезть, либо ломиться через заросли, что не вариант ибо - шум. Решили лезть. За забором оказались рельсы жд ветки, огромные цистерны как на нефтебазе, различные технические строения и корпуса, напоминающие завод. А ещё - огромная труба. 

Обойдя станцию, мы вышли к бетонному забору
Путь к Градирне

Нам надо было по рельсам вдоль забора, причём как можно быстрее так как нас услышали собаки и подняли лай. А если есть лай, может появиться и охрана. Потому мы прошли по рельсам до ворот и, аккуратно через них перепрыгнув, почувствовали себя спокойнее. Тем более, что до градирни нам оставалось каких то 1.5 км или около того.

Градирня

Когда подходишь к этому сооружению, по-настоящему чувствуешь, что такое величие. И что такое собственная ничтожность по сравнению с этим самым величием. Ещё на подходе стоит огромный, какой то даже не козловой а кубический кран высотой в 12 этажный дом, с остатками сооружения под ним. Я лично таких не видел никогда, даже в кино. 

Огромный кубический кран высотой в 12 этажный дом, Чернобыль
Градирня, Чернобыль

Но. По сравнению с градирней.. Она действительно огромная, словами просто не передать. Нечто вроде египетской пирамиды, возле которой ты чувствуешь себя нет, не муравьем – настоящим микробом. Лазить здесь практически негде, можно лишь глазеть, делать видео и потрясающие фото.

Внутри Градирни, Чернобыль
Внутри Градирни, Чернобыль. Фото 1
Внутри Градирни, Чернобыль. Фото 2
Внутри Градирни, Чернобыль. Фото 3
Внутри Градирни, Чернобыль. Фото 4

Так как дорога заняла почти целый день, времени оставалось в обрез – я хотел попасть на пятый энергоблок ещё засветло, чтобы можно было поснимать. Для этого мы, кстати, взяли с собой мощный фонарь на 5000 Люмен. Так как внутри во многих местах нет абсолютно никаких источников света, включая окна, и съемка может проводиться лишь при наличии такого вот фонаря.

5-й энергоблок

Наперегонки с падающим в лес солнцем, мы подошли к зданию пятого энергоблока. Внутрь попасть очень просто – огромный проем, в темной и таинственной глубине которого теряются рельсы. Но. Есть и другие варианты. Заходя в этот огромный проем, и подняв голову вверх, понимаешь все величие и мощь инженерной мысли. 

Огромный вход-проем в 5-й энергоблок

Над тобой высота примерно в девятиэтажный дом, и, как оказалось позже, там, наверху, в бетонных облаках, где наверняка дремлют какие то местные боги, имеется подъемный кран. Вверху стены представляют собой нечто вроде многоуровневой конструкции, каждый из уровней сообщается с этажами комплекса станции. То есть, как нам показалось, по рельсам доставляли стройматериалы и оборудование, а этот кран поднимал их вверх, где они распределялись по уровням. Такая версия показалась единственно верной.

Лестница в темноте

На фото сверху - лестница, ведущая к месту куда должны устанавливаться ТЕ САМЫЕ стержни. Вниз мы не спускались.

Верхние этажи выглядят вот так:

Верхние этажи, 5-й энергоблок
Верхние этажи, 5-й энергоблок. Фото 1
Верхние этажи, 5-й энергоблок. Фото 2

А вот вид сверху на этот коридор - по такому гигантскому проходу мог бы, наверное, пройти и мифический циклоп. (Фонарь даже не добивает до противоположной стены через пропасть)

Верхние этажи, 5-й энергоблок. Фото 3

Если пройти недостроенный энергоблок насквозь, оказываешься возле проема, под которым - пропасть. Отсюда открывается умопомрачительный вид на саркофаг ЧАЭС и зачатки 6 энергоблока. Что действительно странно, так это живописность и своеобразная эстетика, ведь, согласитесь, арматуры, бетон, и вот это всё, как правило, не кажутся нам особенно красивыми или выдающимися. Но в этом месте – все совершенно наоборот. Одно слово – Зона отчуждения.

Вид на саркофаг ЧАЭС и зачатки 6 энергоблока

Кто СОГНУЛ КРАН у меня за спиной? Загадка..

Кто СОГНУЛ КРАН у меня за спиной

К моменту, когда мы вышли на противоположную сторону пятого энергоблока, солнце уже садилось, мы были измотаны и беспощадно хотели есть. Потому, было решено присесть и перекусить глядя на падающее за саркофаг оранжевое солнце, в тонких клубах, выкрашенных закатными тонами, облаков. 

Саркофаг Чернобыля на закате

Теперь, нам нужно было выбраться с этого острова. Причём, идти другим путём, так как пройти обратно без источников света, то есть ночью, перелезать через забор в абсолютной тишине, снова идти по дну пруда-охладителя... Это слишком. 

Во-первых, слишком большое расстояние, во вторых, слишком сложно, в-третьих.. на самом деле хватает и этих двух причин. Глянув на карту, мы решили идти по одному из мостиков, в частности, через ЖД мост, который выходит за чернобыльской станцией, если смотреть из города Припять. 

Карта нашего маршрута

В принципе, особых сложностей не должно было возникнуть. Другой вопрос, что у нас закончилась вода, а идти от пятого энергоблока, даже по более короткому пути - через этот мост, надо было как минимум 15км. До моста мы дошли без приключений. А вот дальше, было решено набрать воду прямо в водоёме (он скорее напоминает ров с наклонными бетонными берегами), опоясывающем остров с 5 энергоблоком. На другом берегу - саркофаг ЧАЭС, прожектора, охрана, камеры, в общем - вся дискотека. 

Пригибаясь, так, чтобы не попасть под луч прожектора, мы спустились к водоёму по бетонным плитам, и стали набирать воду.  Как настоящие индейцы, мы перестраховались и взяли с собой не только запас воды и еды, но и фильтр. Чтобы не зависеть от уровня чистоты водоемов и окружающих условий. 

Набираем воду из водоёма

Конечно, вода из этого рва вряд ли может считаться чистой и безопасной, но никаких других вариантов не было. В общем, мы нафильтровали воды, напились, и двинулись дальше. Я не мог не запечатлеть этот эпичный момент, для чего пришлось на пару секунд включить фонарик, рискуя быть обнаруженным. Ведь в 200 метрах - ЧАЭС.

Далее, от этого моста нужно идти до развилки, затем направо, мимо стеллы, вплоть до города. По дороге, пока Влад смотрел карту, а Лена пыталась сфоткать совершенно невероятный ночной саркофаг, я лёг посреди дороги и уставился в звезды. Ноги болели мрачно, но на душе было легко и хорошо. А через несколько часов по этому месту, буквально по этой точке, двинется караван из туристических автобусов, патрульных машин, грузовиков..  Но сейчас.. Сейчас здесь свобода и покой.

Впереди нас ждал сюрприз - на фарбрике кухне (где ещё при жизни города работала Людмила Игнатенко, жена известного на весь мир после сериала Чернобыль пожарного Василия Игнатенко), сделали опорный пункт работников зоны. Очень хорошо. Все освещено, собаки, пройти мимо - целая история. 

Несчастные 300 метров мы шли минут 40, ступая аккуратно как только возможно, пригибаясь, временами замирая или пускаясь ползком. Наконец-то последние метры остались позади, и мы пошли спать. Домой.. 

В Припяти, на самом деле, очень быстро привыкаешь к своему сталкерскому дому и даже не задумываешься  об этом. Не знаю кто как, но я абсолютно естественно переключаюсь на местный ритм жизни. Например, когда вылазишь на крышу, автоматически осматриваешь крыши соседних домов на наличие там кого бы то ни было – местные работники зоны, охрана, встречаются на крышах постоянно, не говоря уже о туристах. 

Сталкерский дом в Припяти

Запоминание следов ног и покрышек, необходимость прислушиваться и быть во внимании даже если ты «дома» - все это напрягает, разве что, в первый поход. Потом привыкаешь - здесь просто такой мир, и поделать с этим ничего нельзя.

Важно отметить, что мы не зря проявляем такую осторожность. Дело не только в том, что штраф на сегодняшний день 510 грн. Но и в том, что в силу вступает новый законопроект, согласно которому данный штраф будет значительно больше. Не говоря уже о проникновении на спец объекты, вроде территории Чернобыльской станции, к которой, формально, относятся многие строения и на том самом острове, где расположен пятый энергоблок. Но, иногда соблазн слишком велик. Главное - не забывать об осторожности.

Читайте продолжение во 2 части.

Также по этой теме:

Поход в Припять и Чернобыль нелегально: реальный обзор от сталкера

 

Автор: Ян Бабушкин (Yann_Babushkinn)

6 октября 2020