Круизные лайнеры России – самые большие и необычные
Большинство старых кораблей прошло глубокую модернизацию с заменой силовых установок, тем не менее, они серьёзно устарели. По российским рекам, особенно на востоке страны, до сих пор ходят теплоходы, выпущенные в 1950-х годах. Это связано с тем, что после развала СССР большие пассажирские суда почти не строились.
Такая возможность появилась лишь недавно, поскольку возник платежеспособный спрос на лайнеры со стороны турфирм и транспортных компаний. Для замены старых судов конструкторские бюро разрабатывают проекты теплоходов современного типа, а некоторые верфи их уже строят. Речь идёт о заводе Лотос в Астрахани и нижегородском Красном Сормово.
Здесь собраны первые образцы новых теплоходов, которые мы включили в рейтинг самых интересных круизных лайнеров России. В пятёрке представлены суда отечественного и зарубежного производства, принадлежащие российским перевозчикам.
1. Морской лайнер Astoria Grande
Водоизмещение – 38,5 тыс. тонн, длина – 193 м.
Самый крупный и роскошный пассажирский корабль, принадлежащий российской компании. Он был построен в Финляндии на верфях завода Meyer Turku, а свой первый рейс совершил летом 1996 г. Лайнер создавался по заказу немецкого туроператора, и следующие 25 лет возило туристов по Балтике. В 2021 г судно выкупило российская судоходная компания Аквилон, которая провела его полную реновацию. С 2022 г Astoria Grande курсирует в основном по маршруту Сочи – Трабзон и обратно. Периодически лайнер посещает Средиземное и Эгейское моря, совершая круизы в Египет, Турцию, Израиль и на Кипр.
Лайнер имеет 11 палуб, на четырёх из которых размещаются 590 пассажирских кают. При максимальной загрузке судно способно перевозить 1328 туристов. Асторию Гранде обслуживают 370 членов команды, таким образом, одновременно на судне могут находиться около 1900 человек. Большинство номеров соответствуют категории делюкс, около пяти десятков кают имеют балконы и считаются сьютами.
На борту Astoria Grande имеются два ресторана, предлагающих туристам шведский стол, ресторан высокой кухни A’la Carte, два бассейна, спа-центр, детский и спортивный клубы. На корабле имеется и собственный концертный зал, где в ходе круизов каждый день идут представления.
Стоимость путешествий различается в зависимости от класса каюты. Например, в трёхдневный круиз по маршруту Сочи – Трабзон – Сочи можно отправиться за 28 тыс. руб. с проживанием в номере без окон или за 49 тыс. руб. при выборе джуниор-сьюта.
2. Атомный ледокол 50 лет Победы
Водоизмещение – 26 тыс. тонн, длина – 160 м.
Круизы на этом судне являются уникальными не только по российским, но и мировым меркам. Разумеется, изначально – ледокол не задумывался как туристический, но в наши дни регулярно выполняет функцию пассажирского лайнера. Это происходит в тёплый сезон, когда работа по проводке судов во льдах неактуальна. С июня по сентябрь ледокол ежемесячно совершает два экспедиционных круиза по маршруту Мурманск – Северный полюс и обратно.
Ледокол был построен в Санкт-Петербурге на стапелях Балтийского завода. В первый рейс корабль отправился в марте 2007 г. Он имеет два атомных реактора по 171 МВт каждый, которые обеспечивают суммарную мощность двигателей 75 тыс. лошадиных сил. Кстати, это на 10% больше, чем у крупнейшего в мире круизного лайнера Icon of the Seas. Расстояние от Мурманска до Северного полюса ледокол преодолевает за 5-6 дней, столько же длится обратный путь. Стандартный круиз по Ледовитому океану занимает 12-13 суток.
Идея использовать корабль не только зимой (по основному назначению), но и летом возникла в 2008 г. Для этого на четырёх средних палубах были оборудованы 62 двухместные каюты для туристов, включая люксовые. В первый круиз к полюсу отправилось ровно 124 человека, да и в дальнейшем – места на борту ледокола пустовали редко. На борту имеется ресторан, два бара и магазин сувениров. Для гостей устраиваются экскурсии на капитанский мостик и к ядерным реакторам, встречи с белыми медведями, высадки на суровые безлюдные острова, а главное – на льдины в районе Северного полюса.
Полярные круизы довольно дороги, цена 13-дневного тура стартует с 2,7 млн. руб.
3. Теплоход класса река-море Мустай Карим
Водоизмещение – 4,5 тыс. тонн, длина – 141 м.
Единственный крупный лайнер, построенный в России за последние 60 лет. Теплоход собран в Нижнем Новгороде на заводе Красное Сормово. Первый круиз судно совершило в августе 2020 г из Ростова-на-Дону в Новороссийск. Оно создано по принципу плавучего отеля, причём пятизвёздочного. На четырёх жилых палубах имеются 163 каюты, включая люксовые. При максимальной загрузке теплоход принимает на борт 329 пассажиров, которых обслуживает команда из 144 человек. Лайнер предназначен для путешествий по рекам и вдоль морских берегов, дальность автономного хода – 6 тыс. км.
Большинство кают – двухместные, они представляют собой остеклённые лоджии. На корабле имеются два ресторана, концертный салон с панорамным обзором, конференц-зал и спортивно-оздоровительный комплекс с саунами и спа-центром. В разных частях корабля устроены бары и кофе-станции. В отличие от старых отечественных теплоходов, Мустай Карим не имеет опоясывающих проходов по периметру палуб (кроме нижней). Зато передвижения по кораблю облегчают четыре лифта, включая грузовой.
Мустай Карим – первое из пяти судов проекта PV300, профинансированного государством. Близнец теплохода достраивается в Астрахани на заводе Лотос, он получил название Владимир Жириновский. Ещё три похожих лайнера (серии Карелия) год назад заложены на Красном Сормово. Теплоход Мустай Карим эксплуатируется круизной компанией Водоходъ. В основном он возит туристов по Волге и Оке, иногда совершая походы в Петербург.
Минимальная стоимость пятидневного путешествия с питанием и экскурсиями составляет 70 тыс. руб.
4. Морской лайнер Князь Владимир
Водоизмещение – 9 тыс. тонн, длина – 142 м.
Довольно старое, но комфортабельное судно, построенное в 1971 г во французском Нанте. Оно шесть раз меняло хозяев, каждый из которых переименовывал корабль. С 2017 г лайнер принадлежит российской компании Черноморские круизы и носит название Князь Владимир. Судно прошло глубокую реновацию с переоснащением общественных мест и кают. На борту их около 300, в основном – внутренних, класса эконом и стандарт. Девятипалубный корабль вмещает до 600 пассажиров, которых обслуживает команда из 250 человек.
Гордость лайнера – аквазона на открытой палубе и два солидных бассейна, наполняемые морской водой. На борту имеется два ресторана, четыре бара, кинотеатр, спа-комплекс, дискотечная площадка и концертный зал. Фактически речь идёт о плавучем отеле – формате лайнеров, наиболее востребованном в наши дни. При покупке тура пассажир получает полный пансион по программе all inclisive, куда входит трёхразовое питание и развлечения на борту, включая посещение аквапарков.
Князь Владимир позиционируется как единственный российский лайнер, выполняющий полноценные круизы по Чёрному морю. Из порта приписки Сочи он курсирует в города Крыма (в основном Ялта и Севастополь), а также Черноморского побережья Кавказа – от Новороссийска до Сухума.
Минимальная стоимость недельного путешествия стартует с 75 тыс. руб. с проживанием в двухместной каюте без иллюминатора. Аналогичное путешествие в видовом сьюте обходится в два раза дороже.
5. Колёсное судно Золотое кольцо
Водоизмещение – 900 тонн, длина – 83 м.
Самое необычное судно рейтинга, поскольку использует для движения не винты, а гребные колёса. Золотое кольцо создано по заказу туроператора Гама и обошлось заказчику в полмиллиарда рублей. Это головной лайнер серии Доброход проекта ПКС-180, построенный на астраханском заводе Лотос. Первый рейс судно совершило в мае 2023 г из Нижнего Новгорода в Москву. Летом 2024 г стартовала навигация второго корабля линейки, который называется Аурум. Подобные суда призваны частично заменить устаревшие советские теплоходы на реках.
Золотое кольцо позиционируется как лайнер премиум-класса и представляет собой типичную плавучую гостиницу. Судно имеет три жилые палубы, рассчитанные на размещение 180 пассажиров в 68 каютах. Большинство из них причислено к категории делюкс и выполнено в виде лоджий. Отличительной чертой корабля является небольшая высота и малая осадка (всего 1,2 м). Это позволяет лайнеру проходить под мостами через Москву-реку, и плавать по мелководью. Такое сочетание существенно расширяет географию использования судов семейства Доброход.
Диаметр колёс Золотого Кольца составляет 6 м. Оригинальные двигатели делают его похожим на паровые суда, ходившие в XIX веке по Волге или Миссисипи. Комфорт пассажиров обеспечивает ресторан со шведским столом, несколько баров, включая панорамный, спа-салон и бортовой фитнес-центр. На верхней палубе организована открытая зона для отдыха с лежаками.
В текущем году теплоход возит туристов из Москвы в Углич, Тверь, Ярославль и Нижний Новгород. Стоимость пятидневного тура начинается от 65 тыс. руб., с учётом питания и экскурсий.