Почему круизные лайнеры имеют трубы в виде китовых хвостов
В середине ХХ века такая форма предотвращала попадание дыма на пассажирские палубы. Сегодня – трубы в виде крыльев придают судам красоту и являются данью традиции…
Первые круизные лайнеры появились в середине XIX века в Британии. Состоятельная публика путешествовала по Средиземному морю, Атлантике и даже арктическим водам. Правда, такие круизы периодически доставляли туристам дискомфорт. Это происходило, когда ветер дул таким образом, что выхлоп стелился по прогулочным палубам. Увеличение высоты труб помогало мало. Дышать было невозможно, и публика пряталась в каютах. Никто не мог ничего поделать с задымлением вплоть до середины ХХ века.
В 1960 г на воду был спущен океанский паротурбинный лайнер «Франция», принадлежащий компании «Gеnеrale Transatlantique». В первый рейс он отправился из французского Гавра в Нью-Йорк, поразив публику необычной формой труб. Они были снабжены своеобразными крыльями, напоминающими китовые плавники. Конструкторам пришла в голову интересная идея – выпускать дым через боковые отводы, располагающиеся в «плавниках».
Концепция сработала блестяще: задымление пассажирских палуб стало происходить гораздо реже, а комфорт пассажиров заметно вырос. В 1960-е годы лайнер «Франция» водоизмещением 57 тыс. тонн являлся самым большим и технически продвинутым пассажирским судном в мире. Он курсировал по Атлантике почти 20 лет, на его борту даже снимали фильм «Жандарм в Нью-Йорке» с Луи де Фюнесом.
В 1980-х годах рынок круизов начала стремительно захватывать компания «Carnival Cruises Line». По её заказу строились гигантские лайнеры с формой труб – ещё больше напоминающей китовый плавник. Такая конфигурация обеспечивала максимальную аэродинамику, снижала сопротивление воздуха и, соответственно, потребление топлива. На европейских и американских верфях были собраны десятки круизных судов с трубами стремительных очертаний. Круизные компании окрашивали «крылья» в фирменные цвета, чтобы их корабли были узнаваемы.
В наши дни актуальность дымоотведения от палуб заметно снизилась. Практически все современные лайнеры используют в трубах мощные системы фильтров, которые задерживают львиную долю твёрдых частиц из выхлопа. Последние модели судов, например второй по величине лайнер мира «Utopia of the Seas» используют в качестве топлива газ и при его сгорании дым не образуется вообще. Несмотря на это некоторые новейшие лайнеры всё ещё сохраняют в конструкции трубы в виде китовых плавников.
Это связано, скорее, с эстетическими соображениями. Китовые плавники на верхушке океанского лайнера придают ему динамичный облик. Кажется, что судно снабжено крыльями, которые стремительно несут корабль над волнами. В наши дни подобные конструкции нередко снабжаются светодиодной подсветкой, создающей изумительный антураж.
Ещё одна причина наличия крыльев у современных лайнеров – соблюдение традиций. За десятилетия использования китовый хвост стал прочно ассоциироваться с круизными судами высокого класса, на которых хочется путешествовать.