Страховка популярно отменяет или прерывает случайности
По данным страховой компании ERV, за 2018 год интерес туристов к страхованию риска отмены поездки вырос почти в 3 раза. С чем связан этот рост, по каким причинам чаще всего отменяются турпоездки за границу и как туристу правильно выбрать страховку от проблем при выезде...
Напомним: страховками от проблем при выезде, или, если выражаться правильно, «страхованием от отмены или прерывания поездки» называются программы страховых компаний, в которой страховым случаем признаётся возможность совершить запланированную поездку за границу или прерывание уже начатой поездки по ряду причин. Перечень рисков каждая страховая компания устанавливает самостоятельно – об этом чуть позже.
Страховая компания ERV – крупнейший игрок на рынке монотуристического страхования в России – обнародовала интересную статистику, обобщающую данные по спросу на страхование от проблем при выезде и данные по их использованию туристами.
Согласно этой статистике, в прошедшем году спрос на страховые программы, покрывающие отмену или прерывание зарубежной турпоездки, вырос в 3 раза по сравнению с 2017 годом.
Внезапная болезнь или травма популярны при выезде
Эксперты ERV называют основные опасения туристов, которые служат причиной трехкратного роста спроса на страхование от проблем при выезде. В первую очередь это медицинские риски (болезнь, травмы или смерть близких родственников, болезни или травмы самого страхователя), во вторую – вероятность задержки или выдачи визы (если речь идет о визовых направлениях).
Важным поводом задуматься о страховке от проблем при выезде туристы также называют значительную сумму денег на покупку тура (секрет, что многие копят на зарубежный отдых весь год). Это оправдано: страховой полис в случае правильно выбранной программы позволяет компенсировать такие расходы на 100%.
Например, самым дорогим страховым случаем у ERV в 2018 году по риску отмены поездки стала состоявшаяся поездка семьи россиян в Таиланд. Туристы должны были выехать в начале января 2018 года, но накануне поездки заболел ребёнок, в итоге всей семье пришлось отменить поездку.
Деньги семьи спас полис по программе «Отмена поездки Плюс». При том, что лечение ребёнка проводилось в больнице и амбулаторно (ОРВИ/ОРЗ), случай был признан страховым, а общая сумма выплат на четверых туристов составила 1022197 рублей.
В ERV также замечают, что особенно популярны страховки от проблем при выезде при покупке тура по раннему бронированию, когда определенность относительно состояния членов семьи через много месяцев является наиболее высокой – предсказать внезапную болезнь или травму можно, и вероятность её всегда есть.
В практике страховой компании, отмечают в ERV, были случаи, когда туристы были вынуждены отменить поездку практически сразу после оформления тура (например, когда туристку госпитализировали на следующее утро после покупки тура). Бывало и наоборот: в день вылета у ребёнка поднялась высокая температура, и родителям пришлось отменять поездку.
Поездка чаще отменяется или прерывается
Трехкратный рост продаж полисов страхования от проблем при выезде привёл и к росту страховых случаев по этим рискам. По данным ERV, в 2018 году по сравнению с 2017 годом зафиксировано на 20% больше страховых случаев, когда туристы, которые приобрели полис от проблем при выезде, действительно смогли совершить запланированную поездку, обратились в страховую компанию, а стоимость тура была им компенсирована.
Средняя выплата туристам в 2018 году по риску отмены или прерывания поездки составила 67332 рублей.
Самая большая выплата была по отмене турпоездки в Эквадор: сумма выплаты одному туристу составила 341930 рублей, самая большая выплата на семью – 1022197 рублей (ранее описанный случай с туром в Таиланд).
Близкие родственники отменяли поездки в 2018 году
Статистика по использованию купленных полисов от отмены поездки у ERV показывает, что болезни, травмы и госпитализации являются самыми частыми причинами отмены поездки (почти две трети, 64% всех страховых случаев). Доли обращений в страховую компанию при госпитализации и амбулаторном лечении практически равны (50/50).
При этом более половины травм и заболеваний, послуживших поводом для отмены поездки по купленному турпакету, происходят как с самими туристами, так и с близкими родственниками туристов.
После медицинских случаев следующими по частоте идут выплаты при выдаче или задержке в выдаче виз – 29% от всех обращений.
Смерть кого-либо из туристов или их близких родственников стала причиной отмены поездки в 5% случаев.
Риск прерывания поездки встречается крайне редко – всего в 2% случаев, по всем этим случаям также были произведены выплаты – полис ERV «Отмена поездки Плюс» покрывает и досрочное возвращение из поездки.
Случай определяет страховой полис
При оформлении страхового полиса от проблем при выезде туристу крайне важно внимательно изучить перечень случаев, которые являются страховыми. В разных страховых компаниях он может сильно отличаться. На что обратить внимание при оформлении страхового полиса от отмены поездки? Эксперты ERV составили для туристов и турагентов памятку:
На что обратить внимание при покупке полиса отмены поездки?
-
Является ли амбулаторное лечение страховым случаем? В статистике ERV часто встречается ситуация, когда у детей поднимается высокая температура, это является поводом для госпитализации. В этом случае у родителей получается осуществить поездку, и важно, чтобы подобные ситуации учитывались в вашем страховом полисе – обратите внимание, что некоторые компании признают случай страховым, если туристу требуется только амбулаторное лечение.
Также стоит обратить внимание на то, покрываются ли полисом препятствующие поездке травмы (переломы, сотрясения и т.д.), требующие госпитализации, а также амбулаторного лечения. Ищите полное покрытие риска: но на рынке (например, у ERV) можно приобрести страховой полис, где даже простое ОРЗ или ветрянка (равно как и другие «детские инфекции»), равно как и травмы с амбулаторным лечением являются страховыми случаями.
-
Обязательно стоит уточнить, являются ли обострения хронических заболеваний страховым случаем для риска отмены поездки. Эти случаи также могут быть исключениями во многих страховых компаниях – и об этом турист, зачастую, узнаёт уже после наступления события, когда ему отказывают в выплатах.
-
Отказ в визе или задержка выдачи визы. Выдача визы – явно страховой случай, но что делать, если все документы на визу поданы вовремя, но консульство задержало визу и выдало её на много дней позже уже после начала поездки? Такие ситуации встречаются достаточно часто и всецело зависят от туриста, следовательно, тоже должны покрываться страховым полисом по программе отмены поездки. Более того, если у туриста ранее был отказ в визе, это должно быть поводом отказывать ему и в оформлении страхового полиса от проблем при выезде. Допускается, что с момента предыдущего отказа прошёл определенный период времени (например, 3 месяца), но страховой полис оформить можно.
-
На кого распространяется действие полиса? Или кто считается близким родственником? Это частая тема для споров между туристами и страховыми компаниями, и поэтому лучше обратить внимание на этот пункт заранее. В перечень близких родственников должны входить: отец, мать, дети, законный супруг или супруга, родные братья и сестры, внуки, бабушки и дедушки и близкие родственники супруга/супруги застрахованного лица. То есть, если перед поездкой заболеет мать супруги застрахованного туриста, то это будет страховым случаем и для него тоже.
-
Отдельно можно отметить «гражданских» супругов (ситуация с «парнем и девушкой»). Такие туристы, с юридической точки зрения, женаты и являются родственниками. Но и на них тоже может распространяться страхование от отмены поездки. Такой вид страхования есть, хотя и во всех программах – это стоит уточнять отдельно. У ERV можно приобрести полис, где страхуются риски отмены тура компаньонов по поездке (если такие туристы указаны в одном турпакете и проживают в одном номере в отеле, они являются компаньонами, даже будучи родственниками). Соответственно, если с одним из них происходит страховой случай, то это является страховым случаем и для второго участника, зависимо от родства.
-
Важно: страховать обязательно надо всех участников поездки. Важно, сколько именно участников поездки. Если все они застрахованы и являются близкими родственниками или компаньонами по поездке, при наступлении страхового случая у одного из них остальные тоже могут ехать. Но можно (вернее, бессмысленно) застраховать только одного туриста из группы в 4 человека – в этом случае выплаты будут тоже только за этого одного участника группы, и полную сумму тура выплатят.
-
Когда должен произойти страховой случай по отмене поездки? Вопрос особенно актуален для раннего бронирования. Если тур должен состояться, например, в августе, а в мае застрахованного туриста или его близкого родственника госпитализировали, после чего он по каким-либо причинам может лететь на отдых – событие, случившееся после покупки тура и препятствующее будущей поездке, должно являться страховым случаем зависимо от «удаленности» от даты вылета.
У туриста после травмы или болезни могут быть противопоказания к будущим перелётам или смене климата и т.п. Ему могут быть нужны деньги на восстановление и лекарства и на отдых. Смерть близкого родственника тоже может быть такой причиной: турист после похорон участника поездки или родственника может лететь на отдых через два или три месяца по моральным или финансовым причинам и хочет вернуть деньги сейчас.
Именно поэтому на этот пункт правил страхования обязательно надо обращать внимание, т.к. порой страховые компании утверждают, что событие будет страховым, если оно произошло в даты, когда должна начаться запланированная поездка, что абсолютно логично. Лучше уточнить эту информацию до оформления полиса.
-
Как подавать документы на возмещение? Здесь тоже может быть ещё один «подводный камень». Если происходит страховой случай (болезнь, травма или более печальные события), у туриста всегда есть возможность в тот же день и даже в ту же неделю уведомить об этом страховую компанию, а тем более – подать документы на возмещение в удобный для него срок.
Об этом очень важно помнить при выборе страховой компании. У застрахованных должна быть возможность заявить о наступлении страхового случая и подать документы на возмещение в течение 2х лет после наступления страхового события.
В целом перечень покрываемых расходов по программе от проблем при выезде должен включать в себя следующие причины отказа от поездки:
-
амбулаторное лечение (в том числе больничный лист);
-
экстренная госпитализация;
-
травмы любой сложности, препятствующие поездке;
-
особо опасные инфекции, а также «детские инфекции»;
-
внезапная смерть;
-
отказ или задержка выдачи визы, а также отказ во въезде в страну;
-
повестка в суд (в качестве потерпевшего, свидетеля и/или эксперта);
-
повреждение имущества (потеря более 70% имущества);
-
задержка или досрочное возвращение застрахованного туриста из поездки;
-
выявление технических поладок и других предвиденных обстоятельств, произошедших со средством водного транспорта (например, круизного лайнера);
-
стихийные бедствия, препятствующие отъезду в поездку или возвращению застрахованного лица из поездки.