Плацкартные вагоны КНР: как путешествуют простые китайцы
Бытует стереотип, будто железнодорожный транспорт Поднебесной шагнул в XXII век и возит всех пассажиров со скоростью 400 км/ч на поездах из вселенной Marvel. Некоторые основания под таким мнением – имеются. Например, с подобной быстротой ходит экспресс Пекин – Шанхай и ряд других высокоскоростных поездов. И, тем не менее, большинство китайцев продолжает ездить по железной дороге на неспешных скоростях 70-80 км/ч в тривиальных плацкартных вагонах. Впрочем, банальными они кажутся жителям КНР, а для россиян – почти наверняка покажутся экзотикой...
Путешествия в плацкартных вагонах являются наиболее доступными для китайцев с точки зрения стоимости: тут ситуация мало чем отличается от российских реалий. А вот сами плацкарты в КНР весьма самобытны.
Сегодня китайский аналог РЖД «China Railways» использует два их вида: старые и новые. Старые – чем-то напоминают вагоны советского образца, на них до сих пор перевозится примерно две трети пассажиров. В середине десятых годов в Китае стали производится плацкарты нового образца, которые, действительно – суперкомфортны и современны.
В этом материале мы расскажем о тех и других. Не исключено, что путешествовать на них доведется и кому-то из читателей ресурса Tourweek.
Китайские плацкарты старого образца
Интересно, что покупая билет не заранее, а на вокзале в день выезда, пассажир до последнего момента не знает, какой именно вагон ему достанется: новый или старый. Вероятно, в этом проявляются особенности китайского менталитета и социалистический принцип «бери, что дают». Вероятность выпадения старого плацкарта составляет около 70%, просто потому что на китайских ж/д линиях их пока больше.
Первое, что удивит россиянина в таком вагоне – отсутствие боковых полок. Вместо них в проходе установлены откидные кресла, на которых можно посидеть в одиночестве и посмотреть на красивые пейзажи за окном.
Китайцам пришлось отказаться от боковых мест вовсе не из заботы о пассажирах. Дело в том, что железные дороги в Поднебесной впервые начали строить англичане, поэтому в Китае укоренился европейский стандарт колеи в 1435 мм. Это почти на 10 см меньше, чем т.н. «русская колея», а значит и вагоны в КНР приходится делать уже, чем в России. Из-за этого полукупе плюс «боковушки» в них попросту не помещаются по ширине. Но зато в китайских плацкартах получилось сделать более широкий проход, а если сложить боковые стульчики, пассажирам доступен настоящий проспект. Периодически по нему ходя проводницы с тележками, предлагая пассажирам купить нехитрую еду и напитки. Сторонних продавцов мелочёвки в стиле «очки нн-нада?» в вагоны не пускают.
Ну, а главным отличием являются трехъярусные спальные полки. Чтобы обеспечить высокую вместимость, пассажиров укладывают спать и на третью полку, где по российским стандартам должен размещаться багаж. Сумки приходится трамбовать под нижний ярус, а также укладывать на специальную полку, размещенную над боковыми сиденьями. Впрочем, в Китае не принято брать в поезд огромные чемоданы, поэтому, места под багаж обычно хватает.
По умолчанию считается, что сидеть на «боковушках» имеют право пассажиры, едущие на верхних полках. Поэтому днём – почти все боковые места заняты, а вечером обитатели третьего яруса карабкаются к себе на верхотуру по специальным лестницам.
Другой экзотической особенностью китайского плацкарта является наличие в каждом отсеке термоса-поилки с горячей водой. В нём вовсе не кипяток (температура всего 70°), но для приготовления местного «доширака» – вполне хватает.
Как и россияне, зайдя в вагон, китайцы тут же начинают выкладывать еду и пить чай, только не чёрный, а зелёный жасминовый. Из-за этого, по рассказам путешественников, запахи в китайских плацкартах стоят специфические, но в целом приемлемые. Даже в старых вагонах обеспечивается хорошее кондиционирование, каждые 3-4 часа проводница подметает коридор.
Китайские плацкарты нового образца
С 2017 г. на линиях «China Railways» появились шикарные плацкартные вагоны современного типа. Спальные места в них организованы по принципу капсюльного отеля и закрываются шторками. Интересно, что по сравнению со старыми плацкартами (где нет «боковушек»), новые вагоны организованы с точностью «до наоборот». В них абсолютно все места – боковые, а пассажиры лежат вдоль вагона, как бы вереницей. Благодаря этому удалось расширить ширину коек до 75 см, а центральный коридор стал еще более просторным.
Вагоны нового поколения курсируют в основном на высокоскоростных линиях, где нет резких поворотов. Благодаря этому инженеры создали бестамбурные поезда, в которых по сути дела имеется всего один, зато чрезвычайно длинный вагон.
Самой распространенной серией таких поездов является «Fuxing Hao», что можно примерно перевести как «Молодость». Данная модель имеет два стандарта длины: 209 и 414 м. Именно такую протяженность имеет только один вагон. В первом случае в нем насчитывается 440 посадочных мест, а во втором – 880! Вполне понятно, что в едином суперсоставе имеется сразу несколько выходов и санузлов.
На спальных местах, а точнее – в пассажирских отсеках, всё продумано до мелочей. Для обитателей верхних полок предусмотрены лестницы и поручни. Ночью пассажир может изолировать свою капсулу от внешнего мира гофрированной тканевой ширмой. В получившейся комнатке к его услугам – индивидуальное освещение, вешалка для одежды, небольшой столик и блок для зарядки гаджетов (USB-разъём и обычная розетка). Под головой имеется даже ортопедическая спинка, которую можно отрегулировать для удобного сидения.
Спальные места поездов «China Railways» укомплектованы фирменными подушками с гречишным наполнителем, каждому пассажиру выдаются одноразовые тапочки.
Бестамбурный вагон-город кому-то покажется муравейником, но у него есть неоспоримые плюсы. Например, если ближайший туалет занят, можно легко пройти к следующему, не преодолевая грохочущий и грязноватый вагонный стык.
Режим ночи в китайских плацкартах соблюдается максимально строго. Вечером остается лишь минимальное освещение, но при необходимости пассажир может включить лампу в своей капсуле. Если ночью кто-то начинает шуметь или, тем более пьянствовать, асоциальные действия довольно грубо пресекаются проводниками, а если те не справляются, то полицией. В этом плане китайские порядки на железной дороге – заметно жёстче российских.
Также интересно:
Новые плацкарты РЖД появятся уже в этом году
ТОП-10 безопасных лоукостеров в 2021 году