Как победить аэрофобию?
Если вы, собираясь в тур на Египет или в командировку в один из далёких российских городов, выбирая авиакомпанию, собираете сведения об авиакатастрофах, которые произошли на вашем маршруте за всю историю существования авиации, то у вас аэрофобия...
Аэрофобия — неприятная штука. Те, кто подвержен ей, считают, что с ними все в порядке, особенно, что касается здравого смысла. «Вот, опять на днях разбился самолет над Гималаями — стоит ли рисковать? Береженого Бог бережет!» Но рано или поздно лететь наверняка придется, и тогда взору стюардесс предстают нервные, обливающиеся потом от страха и волнения пассажиры, которые, прежде чем занять свое место, судорожно ищут ремни безопасности, а потом крепко накрепко пристегиваются, мертвой хваткой впиваются в подлокотники и, покорные неотвратимой судьбе, начинают ждать своей смерти.
Если нечто подобное происходит с вами, знайте: аэрофобия — это вовсе не «здравый смысл», это диагноз.
Смерть на крыльях
Вообразите себе наш земной шар и себя на этом шаре. Возможно, вы именно себя считаете центром мироздания. Не будем сейчас дискутировать о том, действительно ли это так и есть. Обратите только внимание на то, сколько на нашей планете больших городов. И в каждом из них есть аэропорт (а бывает, и не один). Ежечасно в любой из аэропортов прилетает в среднем десятка два самолетов. А всего ежедневно в мире благополучно прибывают по месту назначения около 140 тысяч, причем это только по коммерческим рейсам. Так вот, если бы вероятность ежедневной катастрофы была хотя бы 0,01%, то в день разбивалось бы как минимум 13 самолетов!
Вот еще несколько цифр. В течение года в мире происходит не менее 50 миллионов авиарейсов. Предположим, шесть из них будут неудачные. Это примерно пятьсот человек. Но ведь благополучно прибывают в место назначения 5 миллиардов, а следовательно, вероятность разбиться во время очередного полета составляет 1:10 миллионов! Да, такая вероятность имеет место, но ведь опасность может подстерегать человека вообще где угодно. Причем в обычных ситуациях никому до вас нет дела, тогда как в самолете тысячи специалистов стараются предусмотреть любую мелочь, только чтобы обезопасить ваш полет.
У страха глаза велики
Согласитесь, приведенные аргументы достаточно веские, но для аэрофобов они малоубедительные. «А вдруг отвалится крыло?», «А если буря?», «А вдруг откажет двигатель?» — этим и подобным вопросам конца-краю нет. Конечно, у страха, глаза велики, а потому всегда найдется аргумент, который будет свидетельствовать о смертельном заговоре мировой авиации против вас.
Можно ли обойтись без услуг авиаперевозчиков? Конечно. В современном мире найти альтернативный вариант не проблема: можно добраться и по суше, и по воде, тем более что тише едешь — дальше будешь. Но стоит ли терять уйму драгоценного времени на дорогу? Не лучше ли попытаться преодолеть свои страхи, основания для которых, если разобраться, ничтожно малы?
Во-первых, поинтересуйтесь основами физики хотя бы на занимательном уровне — и от многих страхов не останется и следа. Например, многие боятся падения с высоты. Но во время авиаперелета этого не может произойти по определению. Под крыльями образуется зона очень высокого давления, благодаря которой самолет держится в воздухе не хуже автомобиля на шоссе, и даже если отпустить штурвал, то он будет покачиваться в воздухе, подобно лодке на волнах.
Во-вторых, попробуйте совершить полет сами. В Москве есть уникальный тренажер — симулятор кабины Boeing-737. Его владелец — частная компания TFT. На таких тренажерах настоящие пилоты отрабатывают разные нештатные ситуации — отказы двигателей, полеты в грозу, туман и снегопад. Внутри — самая что ни на есть настоящая кабина Boeing, что позволяет создать стопроцентную иллюзию всамделишного полета. Вы можете не только отправиться в «полет» вместе с инструктором, но и попросить его смоделировать любую ситуацию и пояснить, как себя будет вести в такой ситуации самолет.
В-третьих, не помешает обратиться к врачу, поскольку аэрофобия — это болезнь, а, следовательно, лечить ее можно и нужно. Данным вопросом в России занимается пока только одна клиника под названием «Летаем без страха». Находится она в Москве. Курс лечения, как правило, два дня, стоимость — несколько тысяч рублей. Кстати, если вы по каким-либо причинам приехать не можете, проводятся онлайн-сеансы, которые оплачиваются через Интернет.
Благодаря, а не вопреки
Если все же вы решили лететь, то запомните: сколько бы вы ни выбирали авиакомпанию, вы только потратите драгоценное время. Уровень безопасности один и тот же — что, к примеру, у «Аэрофлота», что у «Ижевских авиалиний».
«Уверен, что никто ни разу не слышал, чтобы разбивались, скажем, самолеты «Таджик-авиа», — говорит пилот Алексей Герваш, главврач клиники «Летаем без страха». — Выбор авиакомпании — это вопрос сервиса, а не безопасности. Вообще, авиация — сложнейшая структура с тысячами требований, и если уж та или иная компания отправляет самолет в рейс, следовательно, и компания, и самолет соответствуют абсолютно всем этим требованиям. И уж совсем неправы те, кто думает, что российские авиалинии хуже «заграничных»: авиакатастрофы в Перми и Смоленске разделяют полтора года, но за это время в России при авиаперелете не погиб ни один человек».
Леденящие душу слухи о том, что российские пилоты — горькие пьяницы, что они «разбавляют» топливо, что авиакомпании приобретают списанные в Китае самолеты, а потом ремонтируют их в заброшенных сараях молотком и кувалдой, не выдерживают никакой критики. Это не что иное, как результат аэрофобии. Подумайте сами: если предположить, что страхи обоснованны, то, следовательно, миллионы беспечных людей позволяют русским пилотам подшофе ежечасно летать на своих развалюхах над своими головами? Что же получается, они все самоубийцы?
Кстати, ни пилоты, ни стюардессы не получают никаких надбавок к зарплатам «за риск». Ведь самолеты летают благодаря законам природы и здравому смыслу, а не вопреки им.