Парижане на страже исторической гармонии
О том, как в Париже любят и охраняют исторические архитектурные памятники, наши соотечественники, живущие или побывавшие в столице Франции, говорят и пишут много и охотно...
Недавно для этих разговоров появился новый стимул. Два министерства культуры, Франции и России, выступили с заявлением о пересмотре ранее согласованного проекта строительства пятикупольной православной церкви на набережной Сены. Этот амбициозный проект, курируемый лично Президентом РФ Владимиром Путиным, по мнению французских архитекторов, которых поддержал и мэр Парижа Бертран Делано, «нарушает историческую гармонию застройки» города.
Мэр, к слову, высказался о проекте в более сильных выражениях, но в данном случае интересно не это, а смысл, который парижские зодчие и городские власти вкладывают в понятие «историческая гармония застройки».
От римлян до Помпиду
Очень сложно говорить об архитектурной гармонии, рассматривая в качестве примера такой уникальный город, как Париж. В основанном ещё в 53 году до н.э. римлянами городе и до сих пор можно обнаружить античные следы в планировке и застройке. Что касается архитектурных стилей, то в Париже их можно увидеть фактически все, от средневековых романского (церковь Сен-Жермен-де-Пре) и готического (отели Клюни и Сенс) до современного модернизма (Центр Жоржа Помпиду, Пирамида Лувра). Некоторые архитектурные стили здесь, в Париже, и появились на свет.
Однако в таком смешении стилей разных эпох действительно наблюдается удивительная гармония, её способен заметить каждый, кто не лишен художественного вкуса. Она объясняется и достигается очень бережным и внимательным отношением и городских властей, и архитектурного сообщества, и рядовых парижан к своему историческому и культурному наследию, к целостности архитектурного облика города. Не случайно первое в мире общество по охране памятников было образовано ещё в 1795 году именно в Париже.
В гармонии с законом
Отношение отношением, но и законодательная база под любовь парижан к памятникам архитектуры подведена солидная. Французский закон «Об исторических памятниках» от 31 декабря 1913 года действует и сейчас, он лег в основу Кодекса национального достояния. Конкретного ответа на вопрос, что считать памятником истории и культуры, французское законодательство не даёт, упоминаются лишь предметы и объекты, представляющие интерес с исторической, художественной, научной и даже мифологической точек зрения. Кодекс и другие законы устанавливают нормы профессионального поведения, взаимоотношения в области охраны культурного наследия между обществом, властью, с одной стороны, и собственниками, застройщиками и инвесторами – с другой.
Высшей властью в области охраны любых исторических памятников, в том числе и архитектурных, Кодекс наделяет Министерство культуры Франции. По представлению Министра культуры архитектурные памятники, а также земля, на которой они находятся, могут быть даже принудительно выкуплены государством у собственника. Возможно и принудительное изъятие собственности без какой-либо компенсации, если доказано, что собственник нарушает Кодекс национального достояния. О смене собственника (вследствие продажи, дарения и т. п.) каждого (!) объекта надлежит предварительно информировать лично Министра культуры. С ним же согласовывается любое строительство вблизи охраняемого объекта.
Сохранность и доступность для людей – два основополагающих принципа, которыми руководствуются в Париже в правоохранной деятельности в отношении архитектурных памятников. При этом доступность понимается своеобразно и толкуется жестко. Размещение, допустим, рекламного баннера, хотя бы частично закрывающего обзор исторического здания (с любой точки!) может быть истолковано как нарушение принципа доступности исторического наследия и грозит хозяину баннера очень серьезным штрафом. Принцип сохранности выражается, в частности, в том, что при реконструкции или реставрации исторического объекта могут применяться только те материалы, которые изначально использовались при строительстве. В старинных домах Парижа не увидишь пластиковых окон или полов из ламината.
Без небоскребов и развязок
Особо следует сказать о пресловутом «правиле 37 метров». Городской закон, запрещающий строить в Париже здания и сооружения выше этой отметки (точнее, 36,9 метра) был принят в 1977 году Жаком Шираком, в ту пору – мэром французской столицы.
Цель закона, опять-таки, сохранение исторического облика города. Правило неукоснительно соблюдалось 30 лет, сейчас «планка» поднята до 50 метров, т. к. город остро нуждается в новом жилье. Но и 50 метров – это очень малая, по европейским меркам, предельная высота застройки. Парижане упорно не хотят превращения своего уникального города в типичный мегаполис, с небоскребами и многоярусными, уродливыми транспортными развязками, и это их упорство вызывает понимание и уважение.