Наёмные работники понесут ответственность за разорение «ВИМ-Авиа»
Топ-менеджеры авиакомпании подались в бега. Прежние бизнес-партнёры «ВИМ-Авиа» сообщили о том, кто в действительности ею управлял...
На прошлой неделе появилась информация о рассмотрении в суде дела относительно должностных лиц авиаперевозчика «ВИМ-Авиа», который обанкротился около 4 лет тому назад, задолжав 1,3 миллиарда рублей. Несколько дней назад прокурор попросил суд назначить для гендиректора Александра Кочнева 10 лет, а для главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой - 9 лет лишения свободы. Должностным лицам компании инкриминируют мошенничество с кредитами и нелегальный вывод валютных средств за границу.
Вместе с тем основные персонажи этого разбирательства – собственники компании Рашид и Светлана Мурсекаевы, а также вице-президент Алевтина Калашникова объявлены в розыск.
По мнению следователей авиакомпания представляла собой финансовую пирамиду. Её руководящий состав обвиняется в подделке документов с целью взятия кредитных средств, для их дальнейшего вывода за границу по поддельным договорам. Так, 5 лет назад была присвоена часть кредита в размере 1,6 миллиарда рублей. Деньги выдал Абсолют Банк на приобретение авиамоторов. Средства в банк возвращены не были, а по поддельным контрактам на куплю-продажу авиаоборудования свыше 9 миллионов долларов получила ирландская фирма, связанная с Мурсекаевыми. После чего деньги осели в люксембургском банке. Также, разыскиваемые должностные лица приобретали горючее для компании по ценам выше рыночных и не исполняли договорные обязательства, что повлекло причинение убытков на сумму более чем 674 миллиона рублей.
Виновные лица
Даже учитывая изложенное, а также периодические неудачи, которые пережила «ВИМ-Авиа» за 15 лет работы, туристический бизнес отнёсся к разорению авиакомпании с сочувствием.
Эксперты считают, что авиакомпанию можно было реанимировать, поменяв топ-менеджеров и позволив процедуру рефинансирования. Было высказано мнение о необходимости привлечения к уголовной ответственности виновных и предоставлении возможности людям выполнять работу, а пассажирам пользоваться недорогими услугами авиакомпании.
Представители турбизнеса отмечают, что подследственными сегодня являются работники авиакомпании, которые относились к управлению бизнесом постольку поскольку. Согласно законодательству они обязаны нести ответственность, но фактически любые вопросы в компании решал г-н Мурсекаев (хоть ему принадлежал всего 1% акций компании, а остальными владела его жена).
По словам представителя компании-контрагента, часто посещающего авиакомпанию, генеральный директор «ВИМ-Авиа» по факту им не являлся. В 2017 году Рашид Мурсекаев уехал из РФ и есть информация, что он находится в Лондоне. В России в том же году относительно него было вынесено решение об аресте. А его супруга Светлана Мурсекаева также заочно арестована в прошлом году.
Что ожидает гендиректора и главного бухгалтера компании
Суд с вынесением приговора гендиректору и главному бухгалтеру «ВИМ-Авиа» должен состояться 26 мая. Исход судебного разбирательства ожидаем, потому что имеются прецеденты в подобных делах, касающихся российского турбизнеса. Так, два месяца тому назад по статье мошенничество были осуждены на срок от 3 до 6 лет руководители подразделений центра бронирования Polar Tour. Собственник этой компании пребывает за рубежом.
Несомненно, что работа генеральным директором и главным бухгалтером в любой сфере входит в группу риска. В турбизнесе и авиабизнесе всё аналогично. Если в критической ситуации владелец способен исправить ситуацию с помощью денег, полученных от предпринимательской деятельности, то линейные руководители при помощи зарплаты проблему не решат.
Для справки: Авиакомпанию «ВИМ-Авиа» в 2002 году учредил знаменитый лётчик Виктор Иванович Меркулов. В названии компании использованы его инициалы. Через несколько лет «ВИМ-Авиа» купил г-н Мурсекаев. Управленческая стратегия теперь была направлена на взаимодействие с туроператорами, которые выкупали воздушные судна в соответствии с полётными программами. В 2015 году «ВИМ-Авиа» предприняла попытки занять нишу в авиабизнесе, которую ранее до этого занимал её основной соперник «Трансаэро». «ВИМ-Авиа» существенно увеличила количество перевозок, но не справилась с собственными обязательствами, вследствие чего в 2017 году был подан иск в суд о признании перевозчика банкротом.