История Хеврона
Известно, что до 1300 года Хеврон был центром ханаанской культуры. Согласно Ветхому Завету, здесь жили рефаимы - гиганты, которые были детьми хананейских женщин и падших ангелов.
В XIII веке до н. э. город завоевали евреи и с тех пор непрерывно жили здесь до 1929 года.
В 950 г. до н. э. Хеврон стал первой столицей царя Давида. Здесь же Авессалом, сын Давида, провозгласил себя царем и поднял восстание против своего отца. При царе Ровоаме Хеврон был одним из важнейших городов на юге Иудейского царства.
С 597 по 539 год до н. э. значительная часть еврейского населения Иудеи была насильственно переселена в Вавилонию, после чего Хеврон заселили идумеи. При Александре Яннае город вошел в состав хасмонейского царства.
При Ироде Великом и его сыновьях Хеврон был частью Иудеи, после — частью римской провинции Иудея, позже переименованной в Палестину. В римский период Хеврон был небольшим городом и назывался Аврамиус.
Развитие Хеврона началось во времена византийского правления — город находился на пересечении дорог из Иерусалима в Египет и через Петру в Иорданию. При византийцах знаменитая пещера Махпела, священное место для иудеев, использовалась как церковь. Евреи же подвергались изгнанию и бежали из палестинских городов, в том числе и из Хеврона, в другие государства.
В 614 году Хеврон был занят персидской армией Хосрова II, но вскоре византийцы отвоевали город.
В 638 году Хеврон, как и всю Палестину, завоевали арабы. Город получил название Халиль аль-Рахман. Однако мусульмане были значительно лояльнее к евреям, и они стали возвращаться в город. Возле пещеры Махпела была построена синагога. Благодаря еврейским купцам активизировалась торговля с бедуинами и другими народами в зоне пустыни Негев.
В 1100−1187 годах Хеврон находился под властью крестоносцев, которые вновь стали изгонять евреев из палестинских городов, а тех, кто не желал уходить, убивали. Город получил новое название — Кастеллум. Мусульманскую мечеть крестоносцы превратили в церковь, а синагогу — в монастырь. К середине XII века в городе не осталось ни одного еврея.
В 1187 году мусульманские войска во главе с правителем Салах ад-Дином изгнали крестоносцев из Хеврона. Евреям вновь разрешено было селиться в палестинских городах.
В 1260 году мамлюки завоевали Палестину и превратили Хеврон во временную столицу своей провинции. Несмотря на то, что новые правители не были терпимыми к евреям, в городе стала возрождаться еврейская община. Тем временем захватчики издали закон, запрещающий евреям входить в священную пещеру Махпела — можно было подниматься только до седьмой ступени восточного входа в здание. Этот запрет действовал до Шестидневной войны.
В 1516 году территорию Палестины захватили войска Османской империи во главе с султаном Селимом I.
В 1517 году после нескольких сражений разбитая армия мамлюков окончательно покинула палестинские города. В Хеврон же стали приезжать евреи, изгнанные из Испании. Вскоре в городе появилась новая община, была построена новая синагога "Авраам Авину" - самая красивая в Палестине. В еврейском квартале, расположенном вокруг синагоги, жили многочисленные раввины и мудрецы Торы, написавшие известные книги по иудаизму. Также в Хеврон переселились некоторые каббалисты из Цфата, что оказало значительное влияние на духовную жизнь местной общины. Жизнь в еврейском квартале кипела: здесь были школы, иешивы, общественные учреждения, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские. К концу XVII века в Хевроне, как и в других городах Палестины, почти не осталось мусульман.
В XVII-XVIII веках население еврейского квартала стремительно росло. Поскольку евреи не могли строить дома за пределами стен квартала, а места оставалось всё меньше, уже существующие дома надстраивались дополнительными этажами. Несмотря на то, что хевронская община была очень бедной, каждый паломник мог за ее счет остановиться на несколько дней в пансионе.
В начале XIX века в Хевроне поселились хасиды Хабада. Вскоре в городе появились новые общественные учреждения и иешивы. Многие евреи Хеврона получили возможность работать, что улучшило экономическое положение общины. К концу XIX века евреи составляли почти четверть населения города.
В это время турецкие власти ужесточили свое отношение к евреям. Появился запрет на покупку земли, денежные поборы постоянно росли. Во время Первой мировой войны евреи Хеврона вновь были подвергнуты гонениям.
После войны Палестина оказалась под британским мандатом. Арабские лидеры призывали уничтожить еврейскую общину в Хевроне, на что английские власти не обращали внимание. В 1929 году в городе произошел массовый погром. 67 евреев погибли, сотни были искалечены. Больница Бейт-Хадасса, в которой лечились все хевронские евреи, была разграблена и разрушена. В 1936 году еврейское население было эвакуировано из Хеврона.
С 1948 по 1967 год Хеврон был оккупирован Иорданией. В ходе Шестидневной войны 1967 года оказался под контролем Израиля.
В 1968 году инициативная группа во главе с раввином Моше Левингером решила возобновить еврейское присутствие в Хевроне. Появился крупный еврейский квартал “Авраам-Авину”.
В начале 1997 года, в соответствии с Хевронскими соглашениями, город был разделён на два сектора: H1 и H2. Сектор H1, который составляет около 80 % территории города, и в котором проживает 120 тыс. палестинцев, перешёл под контроль Палестинской администрации. Сектор H2, который населяют 30 тыс. палестинцев, остается под контролем израильской армии для защиты жителей еврейского квартала. Перейти из сектора в сектор можно через любой из 16 израильских контрольно-пропускных пунктов. В Хевроне зачастую происходят вооружённые столкновения между израильской армией, еврейскими поселенцами и арабами.
На сегодняшний день в Хевроне, несмотря на напряженную политическую обстановку, постоянно проживают около 1000 евреев.