Кругобайкальская железная дорога или «Кругобайкалка»
Транссибирскую железнодорожную магистраль принято образно называть «стальным поясом России». А Кругобайкальскую железную дорогу, или «Кругобайкалку», с легкой руки императора Николая ІІ – «золотой пряжкой» на этом поясе.
Наверное, у каждого путешествующего наземным транспортом (поездами, автобусами) были такие моменты: в скучный городской пейзаж или однообразный природный ландшафт за окном вдруг врывается некий «привет из прошлого» - маленькое краснокирпичное здание вокзала в стиле архитектуры позапрошлого века, диковинный виадук, причудливая арка бетонного тоннеля, вычурные опоры моста или водонапорная башня, похожая на кирпичный терем. Промелькнуло – и осталось в памяти, как иногда остается случайно раскрытая страничка какой-то старинной книги. Памятники инженерной архитектуры пока еще мало используются туристическими фирмами как достопримечательности, Кругобайкалка – счастливое исключение.
Итак, Кругобайкальская железная дорога – участок железнодорожного пути длиной 89 километров, проложенный по побережью самого глубокого в мире озера Байкал. Эксплуатировалась КБЖД как участок Транссибирской магистрали с 1904 по 1949 год. Сейчас это – тупиковая железнодорожная ветка от станции Слюдянка на Транссибе до порта Байкал, используется в основном для туристических целей. На ней пять действующих станций – Култук, Маритуй, разъезд 137 км, Уланово, Байкал, и 38 тоннелей, общей длиной 9063 метров (самый протяженный, у мыса Половинный – 778 м), а также 15 каменных галерей, три железобетонные галереи с отверстиями, 268 подпорных стенок, 248 мостов и виадуков.
Все эти объекты – уникальные, построены по авторским проектам русских и итальянских инженеров и архитекторов начала XX века, в последующие годы не перестраивались. В России по насыщенности инженерными сооружениями КБЖД нет равных, во всем мире таких железных дорог – единицы. Именно в этом состоит главная ценность Кругобайкалки как туристического объекта, плюс возможность на протяжении всего пути любоваться неповторимыми байкальскими пейзажами.
Туристические фирмы совсем недавно стали осваивать Кругобайкалку, но успехи уже несомненны. По уникальному маршруту ходит несколько комфортабельных поездов и рельсовых автобусов, некоторые – на паровозной тяге. Туристам в пути предоставляется возможность совершить прогулки по побережью и прибайкальской тайге, а зимой – даже совершить небольшую лыжную прогулку.
Самый комфортабельный способ путешествия по Кругобайкалке – на ретро-поезде «Байкальский круиз», в купейных вагонах, оборудованных душевыми, кондиционерами, биотуалетами. Есть и тематические СВ-купе, с интерьерами в стиле эпохи Николая Второго и соответствующими атрибутами – фотографиями, картами, плакатами. Путешествие в таком поезде для любителей родной природы и отечественной истории – настоящий подарок.