Реформа воздушного пространства – что изменилось в небе над Россией?
Необходимость изменений в структуре воздушного пространства России, назревала уже давно – схема использовалась более 30 лет и устарела по многим параметрам…
Что такое структура воздушного пространства?
Все данные и элементы, позволяющие летательным аппаратам, прежде всего самолетам и вертолетам, безопасно и слаженно передвигаться в воздушном пространстве называют его структурой. Сюда входят: маршруты, зоны обслуживания движения и запретные зоны, линии ограничения полётов, границы районов аэропортов, вертолетных зон и т. д.
Перечисленные элементы ограничены как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, имеющих свои единицы измерения и обозначения. Сам механизм воздушного пространства регулируется государственными законами, основная цель которых обеспечить безопасность всех участников полётов. Для этого нужны выверенные системы, работающие, как часы, и тысячи высококлассных специалистов.
Небо можно было бы сравнить с сетью дорог, по которым движется транспорт в разных направлениях и с разными целями – даже на дороге без правильного регулирования и единой системы правил, может наступить коллапс.
Небо ошибок не прощает, там нельзя остановиться и подождать, пока рассосется пробка, или повернуть по своему желанию, если дорога занята. Воздушное пространство пронизано множеством невидимых линий-путей и границ, от четкой организации которых зависит, долетит ли воздушное судно до места назначения без проблем.
Зачем понадобилась реформа структуры воздушного пространства?
Существующая система использовалась с 70-х годов прошлого века. За это время появилось большое количество новых судов, маршрутов, международных линий, грузовых перевозок, миллионы пассажиров стали летать постоянно. Заполненность воздушных территорий росла в геометрической прогрессии.
Необходимость эффективно распределять потоки воздушного транспорта требует четких договоренностей на мировом уровне. С каждым годом проблема унификации структуры в соответствии с международными нормами становится острее. Интенсивность полётов и стремительное внедрение автоматизированных систем управления заставляет продумывать, как оптимизировать все элементы структуры воздушного пространства.
Правительство РФ потратило несколько лет на разработку новой структуры и в 2019 году вице-премьер объявил о вводе новой воздушной навигации, запланированном на начало декабря 2020 года.
Какие зоны затронет новая структура?
Больше всего изменения коснутся Московской зоны Единой системы организации воздушного движения – на нее приходится более 60% всех российских перелётов. Также новая структура повлияет и на смежные зоны – аэродромы европейской части России и Урала, (Санкт-Петербургскую, Ростовскую, Самарскую, Екатеринбургскую).
В новой структуре воздушного пространства России будут использоваться самые прогрессивные технологии и средства аэронавигации для образования маршрутов. Поставщиками баз данных для составления аэронавигации выступают компании Jeppesen (Boeing) и Lido (Lufthansa).
Цели реформы
При разработке реформы, специалисты ставили перед собой множество целей, среди которых:
- Сделать все виды полётов максимально безопасными.
- Организовать воздушные потоки с учетом перспективы увеличения объемов перевозок.
- Обеспечить синхронизацию прибывающих и вылетающих судов с минимизацией задержек.
- Уменьшить время пребывания пассажиров в полёте.
- Оптимизировать расход топлива.
- Снизить выброс в атмосферу углекислых газов.
- Сократить нагрузку на диспетчеров.
Эффективность новой структуры воздушного пространства в цифрах
Ожидается, что результатом использования новой структуры будет:
- сокращение задержек самолетов из-за маневров перед посадкой на 70%;
- уменьшение нагрузки на авиадиспетчеров на 50%;
- повышение пропускной способности на 50%;
- сокращение времени в полёте на 15%;
- уменьшение протяженности полётов на 21%;
- экономия расхода топлива на 14%.
В зонах-участниках новой навигации будут введены:
- 220 участков воздушных трасс;
- 9 международных маршрутов;
- 35 внутренних.
Новая структура затронет 49 российских аэродромов.
Основные нововведения
Воздушные суда летают на двух уровнях высоты. Верхний используется для полёта, а нижний – для снижения или взлета. С 2011 года в российской авиации верхний уровень (эшелон) измеряется в футах, как и почти во всем мире, а нижний оставался в метрах. Сейчас же вся высота будет измеряться в футах. Верхнюю и нижнюю высоту в метрах продолжат в 2021-ом измерять в Северной Корее, Китае и Монголии, используя при необходимости переходные формулы, только нижнюю – в Таджикистане.
В авиационной отрасли важное значение имеет измерение давления воздуха, которое нужно для альтиметров – приборов для определения высоты. Ранее эти российские устройства были откалиброваны от уровня взлетной полосы и калибровку нужно было постоянно корректировать. Теперь все альтиметры выставлены по мировым стандартам – от нулевой отметки, то есть уровня моря. При посадке самолета будет учитываться высота самого аэропорта, точнее, посадочной полосы.
Еще одно новое правило разработано пока только для Московского узлового диспетчерского района, включающего в себя 16 аэродромов, в том числе и самых крупных: Шереметьево, Домодедово, Внуково. В этом узле перестроены схемы воздушного движения – больше не будет пересекающихся трасс, особенно при взлетах и посадках.
Такая новость обрадует пассажиров, прилетающих в час пик, например, в Москву и вынужденных терять время, пока самолет кружит и ждет очередь на посадку. Изменение должно уменьшить время судна на маневры – взлеты и посадки перестанут быть зависимыми друг от друга.
Для этого придется поменять очень много параметров и элементов структуры воздушного пространства: точки, по которым строят маршруты пилоты (и их названия), границы районов навигации, схемы ожидания (с овальной, как сейчас, на «веерную», с которой самолету проще садиться).
Новые схемы уменьшат время в полёте и время нахождения в воздухе над Москвой.
Проблемы и последствия реформы структуры воздушной навигации
Новая структура была введена в действие, как и планировалось, 3-го декабря 2020 года. Однако, не все проходит так гладко, как хотелось и рассчитывалось.
Трудно было предположить в конце 2019 года, что мир накроет пандемия коронавируса, и авиаперевозчики, и авиация в целом окажутся в неясной и сложной ситуации падения спроса и огромного количества ограничений.
С одной стороны, все новое требует уточнений и корректировки, а с другой, многое пошло не по плану из-за внезапной эпидемии и экономического мирового кризиса.
Месяц работы авиации России в усовершенствованной системе выявил схожие для многих участников проблемы, о которых стало известно от представителей отрасли:
- Не все аэродромы внесены в новую схему, а поставщики баз данных заявили, что им потребуется ещё некоторое время. Это вынудило пилотов садить и поднимать в небо судна по бумажным картам или с помощью процедуры векторения, запрашивая постоянно помощь у диспетчеров, что снова привело к дополнительной нагрузке. Авиакомпания «Победа» отменила часть своих рейсов именно из-за отсутствия новых баз данных для всех аэропортов, в которые у нее есть рейсы.
- Пилоты некоторых компаний заявили, что их слишком поздно начали знакомить с новшествами. Это привело к тому, что в экипажах, хоть и не во всех, появились дополнительные члены – инструкторы. Росавиация, в свою очередь, рекомендует обратить особенное внимание на инструктаж и занятия по обучению выполнения процедуры векторения.
- Авиаперевозчики сигнализируют о росте расхода топлива и даже времени в полёте, вопреки ожидаемым результатам от внедрения реформы. Разработчики новых схем аэронавигации объясняют это временными ситуационными причинами, связанными с падением интенсивности полётов. Они оправдывают сбои тем, что система задумывалась и рассчитывалась под докоронавирусную нагрузку на авиационную отрасль и уверяют в эффективности программы при увеличении количества рейсов.
Несмотря на временные трудности, выявившиеся за короткий период перехода к новой структуре воздушного пространства, в Росавиации уверены, что сейчас подходящий период для оптимизации системы, исправления и дополнения всех баз данных и консультаций летного состава.