На каких самолётах отечественного производства летают россияне

В РФ работают более полусотни крупных авиакомпаний, использующие примерно 1100 пассажирских лайнеров и около сотни грузовых. Лишь треть из них имеют российское происхождение…

Показатель 30-35% отечественных судов в структуре многочисленного авиапарка выглядит внушительно. Однако большинство из них – ближнемагистральные самолёты советской постройки малой вместимости. По этой причине на отечественные самолёты приходится только 5% пассажирооборота, остальные 95% – перевозки гигантскими аэробусами и боингами.

Доля российских лайнеров в составе авиапарка страны из года в год снижается. Это связано с постепенным списанием старых самолётов времён СССР, а также проблемами производства новых MC-21 и суперджетов.

Какие отечественные лайнеры возят пассажиров

По данным производителя суперджета, компании Иркут, российские перевозчики эксплуатируют 150 лайнеров SSJ 100. В основном их использует Аэрофлот, авиакомпании Ямал, Азимут и Газпромавиа.

Самолеты SSJ

Приблизительно 85 отечественных бортов составляют небольшие лайнеры: Ан-24, Ан-26, Ан-28 и Ан-38. Их вместительность невелика – от 20 до 50 пассажиров, поэтому они обслуживают местные линии.

Ан-38

Здесь же применяются порядка 40 самолётов Л-410, рассчитанных на перевозку 19 пассажиров. 

Л-410

Аэрофлот и региональные авиакомпании эксплуатируют два десятка Як-40 и Як-42.

Количество лайнеров других марок в авиапарках отечественных перевозчиков незначительно. Речь идёт о нескольких единицах относительно новых Ан-148, произведённых в Воронеже и устаревших Ан-74.

Ан-148

В 2020 г из состава флота авиакомпании Алроса вывели последний самолёт Ту-154. После этого в парках российских компаний не осталось ни одного лайнера семейства Ту, ранее – необычайно популярных. Впрочем, не исключено, что «тушки» новых моделей вскоре вновь появятся на взлётных полосах аэропортов.

Планы по возрождению авиапроизводства в РФ и что мешает их воплощению

Согласно замыслам руководства Объединённой авиастроительной компании (ОАК), в первой половине 2020-х годов в России должно было стартовать серийное производство нескольких моделей пассажирских самолётов. Кроме массового выпуска «импортозамещённых» суперджетов, планировалось начать сборку среднемагистрального МС-21, разработанного корпорацией Як.

Однако на практике ежегодно изготавливаются считанные единицы больших лайнеров. Например, в 2023 г  выпущено 9 крупных самолётов, из которых 6 – транспортные Ил-76, один Суперджет-100, а также аэробус Ил-96 и самолёт-амфибия Бе-200. Годом ранее в России построили 12 крупных самолётов (10 SuperJet-100 и 2 Ил-76), похожие показатели были и в прежние 2-3 года.

Массовый выпуск надежды ОАК, самолёта МС-21, отложен из-за санкций. Зарубежные контрагенты заблокировали поставку компонентов к планеру. Импортозамещение привело к увеличению веса самолёта на 5 тонн, что сократило дальность полёта. Теперь инженеры пытаются снизить общий вес конструкции.

Фото МС-21 с сайта gazeta.ru

Производство обновлённых SSJ-100 тормозится проволочками с сертификацией отечественного двигателя ПД-8. На лётных испытаниях в 2023 г он не подтвердил свои характеристики и сейчас дорабатывается. Из-за украинского конфликта – немало сил конструкторов и производителей сосредоточено на создании военной авиатехники. Это ещё одна причина сдвигания серийного выпуска пассажирских лайнеров на 2025-26 годы (по оптимистичному сценарию).

Широкофюзеляжные Аэробусы и боинги в небе России призван заменить широкофюзеляжный Ил-96.

Ближайшие планы ОАК

По оценкам экспертов ОАК, потенциально – российские авиазаводы способны выпускать не менее 100 крупных пассажирских самолётов в год. Согласно существующей программе, на данный показатель промышленность должна выйти во второй половине 2020-х годов. К 2030 г – кроме суперджетов и МС-21 намечено наладить серийный выпуск среднемагистрального Ту-214, а также дальнемагистрального Ил-96. Кстати, на самолёте этой модели летает президент Путин.

Широкофюзеляжный Ил-96

Фото Ту-214 с сайта gazeta.ru

В сегменте малой авиации ещё советские Аны должны вытесняться самолётами Байкал и Ладога. Их первые поставки запланированы на 2025-26 гг.

Самолет «Байкал» (Фото: Донат Сорокин / ТАСС)

Автор: Руслан Кривов

Интересное в блогах

Что посмотреть туристам во Владикавказе и Северной Осетии

Ещё несколько лет назад я и предположить не мог, что мне захочется съездить на Кавказ. Ни в какой-нибудь Сочи, куда я мотаюсь каждую зиму покататься на сноуборде на Розе-Хутор, а именно на настоящий российский Кавказ...

2 февраля 2022
5989
Почему попугаи Ара поедают глину? Рассказываем секрет завораживающего зрелища

Попугаи Ара из тропического леса Амазонки в Перу очень любят поедать… глину. Они собираются в больших количествах на открытых берегах реки, чтобы клевать грязь, создавая ослепительное зрелище, которое приезжают посмотреть тысячи туристов каждый год.

11 ноября 2020
5356
Необычные музеи Германии: Пластинариум или Музей мумий

Музей Пластинариум (Plastinarium), также известный как Музей мумий и Музей препарированных трупов – пожалуй один из самых неоднозначных и необычных музеев Германии. Находится он в восточной Германии в небольшом городке Губен, что в земле Бранденбург...

7 декабря 2023
21038
Две необычные скульптуры

Как известно необычных скульптур по всему миру огромное множество – это как раз то, за чем едут многочисленные туристы изо всех концов света в разные уголки планеты, чтобы посмотреть на что-то необычное, а ещё лучше - сфотографироваться с этим и увезти с собой фото на память.

1 февраля 2022
5316
Кратер Аль-Вахаба – вулканический гигант в пустыне Саудовской Аравии

Кратер Аль-Вахаба (Аль-Ваба) расположен в пустыне Саудовской Аравии, в 254 км от города Эт-Таиф, на западном краю базальтового плато Хафер Кишб, которое содержит множество вулканических кратеров.

29 августа 2021
4257
Карни-Мата: Храм крыс в Раджастхане

В индийском храме Карни-Мата (Karni Mata) крыс не распугивают – им поклоняются. Тысячи грызунов снуют по этажам храма и борются друг с другом за доступ к огромным блюдцам с молоком.

11 августа 2023
12108